05 февраля, 2017

ВЕРБОВКА ПО-СОВЕТСКИ: МОДА С РЕБУСАМИ

Для того, чтобы человеку что-то заложить в голову и настроить на что-либо, достаточно правильно настроить таргетированную рекламу, попасть в ядро, и идея распространится молниеносно — что ж, современные технологии. В Советском Союзе прогрессом была лампочка Ильича и PR-кампания по продвижению нового светлого будущего... через одежду. А точнее — текстиль.


Мода и агитация, как может показаться на первый взгляд, совсем не про дуэт: первая про красивое и возвышенное, вторая про политические стычки и дебаты. Но по факту оба явления взаимосвязаны и тесно контактируют. После клипа группировки Ленинград про Питер и любимое занятие всех петербуржцев прилавки сувенирных и не очень магазинов заполонили футболки с надписями "В Питере — ПИТЬ!", и в массы была запущена идея: «Да, наверное, в культурной столице все пьют!» Хотя это не самый яркий пример. Если говорить о настоящей моде, то больше всех выделилась Мария Грация Кьюри, креативный директор дома Dior, которая свою дебютную коллекцию — намеренно или случайно — сделала 100% агитационной. «We Should All Be Feminists! Dio(R)evolution!» - транслируют вещи французского дома, обращая внимание на проблему определения роли женщины в обществе и ее правах. Провокационно? Возможно. Идеологично? Да. Но совершенно не ново. Это сейчас мы можем напечатать принт на футболке и открыто демонстрировать свою позицию по тому или иному вопросы. Раньше все было гораздо хитрее. И мода была своеобразным ретранслятором революционных идей. Заинтригованы? 


В Петербурге при Эрмитаже есть лекторий, где лучшие умы нашего культурного города рассказывают о сокровищах нашего музея и наследии великих. Недавно, в рамках программы про авангардистов, кандидат искусствоведения Марина Блюмин прочитала лекцию об агиттекстиле и моде Советского Союза в 20-30-х годах. Признаюсь честно, период, охваченный лектором, с модой у меня никогда не связывался: застой, разруха, становление Союза, бедность и крестьяне в платках ассоциативным рядом всплывали у меня в сознании. Какие-то инновации на ум не приходили. Но, оказывается, партия, настроенная на построение идеального мира, придумала не только НЭП и декрет о ликвидации безграмотности, но и агитацию жителей союза через... одежду. 

В 1920 году английский писатель и публицист Герберт Уэллс написал в своей книге ''Россия во мгле'': «Когда я встретился с группой петроградских литераторов, известный писатель г.Амфитеатров обратился ко мне с длинной желчной речью. Он разделял общепринятое заблуждение, что я слеп и туп и что мне втирают очки. Амфитеатров предложил всем присутствующим снять свои благообразные пиджаки, чтобы я воочию увидел под ними жалкие лохмотья. Это была тягостная речь и – что касается меня – совершенно излишняя, и я упоминаю о ней здесь для того, чтобы подчеркнуть, до чего дошла всеобщая нищета...» Приходя в себя после Революции и пытаясь выстоять Гражданскую войну, уже бывшая Российская империя была в упадке и практически разрушенной. Люди штопали свою одежду из лохмотьев, а если и получали что-то новое, то... в качестве зарплаты. Ограничение ввоза импортных тканей и модных товаров, а также остановка предприятий легкой промышленности и идея бесполой моды привели в заблуждение — так во что одеваться? 


На модную передовую вышли креативные умы современности, предлагая разнообразные варианты одежды. Модельер Надежда Ламанова, создававшая еще платья для императорской семьи и театров, предложила в новых условиях делать женщинам платья из головного платка или полотенец, принимая во внимание геометрию и хитрые математические расчеты. Но то было слишком сложно. Художники русского авангарда предлагали модернизированную, футуристическую моду. Например, Казимир Малевич и его идея суперматического платья — поделенного на монохромные части, — которая так и осталась на бумаге. Мода театрального художника Александры Экстер была возвышенной, аристократичной и слишком сложной для внедрения в массы — крестьян. Художник Владимир Татлин, как приверженец конструктивизма, предложил одежду нормаль — четкую по крою, удобную и комфортную в носке. Это примерно то самое, что сейчас привычно называть нормкором и оверсайзом. И если с силуэтом все было предельно понятно, то вопрос с тканями оставался открытым: как удобная и целесообразная одежда будет транслировать новые ценности Союза? Конструктивисткое направление Варвары Степановой и Любови Поповой в текстильной промышленности не нашло отклика: это геометрия, в ней нет идеи и пафоса! Тогда нашли другой путь. На заводах, где производили ткани, остались металлические пластины с рисунками амурчиков, цветов, виньеток... Но то так буржуазно! Что делать? Внедрять новые рисунки, которые предложила Ассоциация художников революционной России и студенты текстильного факультета ВХУТЕМАСа.


И честно говоря, будучи современным человеком и зная шедевры Мэри Катранзу, королевы принтов, ты не задумываешься о тайном смысле рисунков на ткани. Да, красиво, необычно. Но чаще это что-то хаотичное и редко упорядоченное, что искать в нем послание не видишь целесообразным — это же просто красиво. В Советском Союзе была иная политика. В набивные хлопчато-бумажные ткани с яркими акцентами стали аккуратно внедрять символы Советской власти: серп и молот, звезды, самолеты... Так, рисунок на ткани стал энциклопедией жизни советского человека. Постепенно в канву разноцветных нитей стала проникать более глубокая идеология: скрытые лозунги про пролетарии всех стран и всеобщее объединение, аббревиатуры ведущих течений и группировок, этапы строительства ДнепроГЭС, планы экономики, заводы, изоляторы, паровозы, трамваи, тракторы и даже сюжеты из жизни. Художники по текстилю были не просто творцами, но и чуть ли не загадочниками — их рисунок становился своеобразным ребусом, который еще не каждый сможет отгадать. Думаешь: какая-то картинка, геометрия, хаос. Но если присмотреться, то в нем натурально можно увидеть определенный смысл. То есть по логике, если некто иностранец встречал где-нибудь на улице в Петербурге или где-то в Европе девушку из Союза, то по ней он могу понять, что Советский Союз впереди планеты всей. Гениально? Еще бы! 


Результат художественных стараний должен был вылиться в массовый спрос. То есть власть желала, чтобы в текстильные магазины выстраивались огромные очереди людей, желавших присоединиться к идее партии. Это примерно как нынешние толпы людей, стоящие часами за новенькими кроссовками от Канье Уэста или глянцевым iPhone. Но ажиотажа не произошло: люди не хотели становиться наглядным орудием для демонстрации политической информации. Но если перенести эту идею в наш век, то Советскую власть можно признать мастерами PR, так как принтованная художественная затея по сути своей — мощная PR-кампания новой власти в стане. И при небольшом бюджете ты получаешь отличный информационный посев. Лично мне, как пиарщику, эта идея нравится. Хотя кто знает, как бы я повела себя, будучи жительницей Союза в 20-30-е годы?


Несмотря на народное неприятие и колкие фельетоны, высмеивающие агитационные принты («Твои формы облегает сельскохозяйственный мотивчик...»), люди все равно носили одежду из расписного текстиля — иного выбора у них просто не было. И если листать архивные фотографии, где девушки ходили в платьях с тракторами и линиями электропередач, то можно заметить, как ярко они выделялись на фоне серой массы. Мне кажется, это было действительно интересно и необычно. Но в 33-м году кампания была свернута, к модному рулю вернули любимые цветы, а идеологический текстиль был забыт. Сейчас, в 21 веке, агиттекстиль признают выдающимся явлением и художественным достоинством нашей страны. Ну где вы еще встретите такую загадочную моду? Если вспомнить США и годы Великой Депрессии, когда в стране было упадочное настроение и люди шили одежду из мешков из-под муки, то американцы смогли придумать лишь цветные рисунки для мешков. СССР пошел дальше и в тяжелые для страны времена запустил текстильную пропаганду. Гениально? Вновь повторю, да! 

И мне кажется прекрасным, что современные дизайнеры, оценившие вклад текстильных художников, цитируют самые яркие принты Союза, демонстрируя, что наша страна таки умела выделиться и делать свой качественный продукт. Будет время, погуглите на досуге "Агиттекстиль Советского Союза" и поугадывайте ребусы. Поверьте, удовольствие незабываемое!

1 комментарий:

  1. Интересная тема и пост, много нового узнала для себя. Я начинающий блоггер. Заходите ко мне на www.bossandgloss.com буду рада!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...