Он не хотел быть просто звездой: очередной поп-жвачкой, которую пожуют, выплюнут и забудут. Он хотел быть легендой. И ему, черт возьми, это удалось! Страсти по Фредди Меркьюри, лидеру Queen и действительно легендарному артисту, не утихают до сих пор: его имя на устах у младого и старшего, его песни не теряют актуальности, а некоторые и вовсе успели стать гимнами поколений. В чем феномен Фредди? Может, это всего индийский корни и какие-то таинственные привороты? Нет, тут все проще. Он просто умел вдохновлять людей. И они ему отплачивают достойными трибьютами.
Это было какое-то весенней обострение: после увиденного в кинотеатре трейлера на фильм "Отряд Самоубийц" с саундтреком Bohemian Rhapsody захотелось насытиться Queen. Слушать альбомы, смотреть концерты, документальные фильмы и интервью. Сумасшедшая, невероятная, бешеная энергетика, музыкальной волной сбивающая тебя сквозь года и экран ноутбука — ну и отжигал этот парнишка в банде с отвязными друзьями-британцами! А потом, как назойливая таргетированная реклама, по всему городу преследовали афиши с Фредди в знаменитой позе и ярко-желтой куртке: петербургский Мюзик-Холл дает трибьют легендарному исполнителю. Сопротивлялась этой идее долго, но все-таки решилась. И это, о боже мой, было невероятно!
Драматург Александр Лакман и режиссёр Сергей Твердохлебов, исследователь творчества Меркьюри и, наверное, большой фанат Фредди, сплотились, чтобы выяснить, какое наследие и влияние музыканта вкупе с незаурядной личностью оказали для людей. Это выдуманная история с ретроспективой пути Фредди, рассказанная сторонними людьми. Итак, журналист Гарри Палмер (Андрей Чуманов) лишился работы — любимой работы: он писал о Queen, он любил Queen. Но у него не было своей собственной жизни — так, жалкая пародия. И какая жалость — он попадает под автобус... и к Богине Судьбы (Инна Бедных). Дальше почти два часа изысканий: кем был Фредди? Человеком? Богом? Легендой? Талантливой личностью или умелым шоуменом? Разбавляют монологи / диалоги музыкальные номера — пятнадцать лучших песен Queen в исполнении Александра Гребенщикова и танцевальные па шоу-балета "Импульс".
Это чувство свободы. Она окутала его тончайшим шелком и придавила каменным одеялом... Свет, мрак! Свет, мрак! А Меркьюри пел! Не может человек так петь! И тут его осенило — он бог! К великому счастью представителей разных конфессий, Фредди не канонизировали. Но это сделали его поклонники. Огромные россыпи людей, как брызги кисти с краской, заполоняли полотно жизни и пространства — они приходили смотреть на Queen, чтобы услышать ЕГО, Брайана, Роджера и Джона. Словесные перепалки Гарри и Богини на сцене смешиваются с ретроспективой кадров и биографией лидера: это такая странная исповедь, когда он говорит о своей любви и восхищении, а она про вечеринки, забавы и балаган Фредди, когда он заглядывал к ней. Шизофрения? Возможно. Но эпатажность Меркьюри не могла оставить другие симптомы болезни.
Чем действительно хороша постановка — камерностью действия. Небольшое пространство зала Бельэтаж будто бы создано для тех, кто в теме, кто не проходил мимо, а намеренно шел погрузиться в мир любимого исполнителя, насладиться старыми, но такими особенными песнями. И в какой-то момент, когда ты останавливаешь внутреннего себя, любящего петь в душе, не пытаться затмить вокал Меркьюри и Гребенщикова, тебе открывают шлагбаум вседозволенности, и ты вместе с залом хлопаешь, пританцовываешь на стуле и подпеваешь. Зритель становится участником, возможно, сонного видения и балагана на сцене. Он заражается фреддиманией. Для него в этой постановке есть все: и смех на пародию знаменитой вечеринки, и ностальгия по концертам и сорванным овациям, и последние песни, пронизанные холодом приближающейся смерти... За эти почти два часа, пока Богиня вправляет журналисту мозги и рассказывает про Меркьюри, ты будто бы сам проживаешь яркую жизнь гения и затухаешь в конце — неужели это конец?
Bohemian Rhapsody, Who wants to live forever, We are the champions, We will rock you, Show must go on, Some kind of magic, Living on my own, Barcelona, Mother love, Radio Gaga и другие хиты вливаются оглушительной волной музыкальной эйфории — эти песни, кажется, уже часть истории всего человечества. Инна Бедных и Александр Гребенщиков, попеременно исполняющие творения Фредди, конечно, не в силах переплюнуть создателя, но они и не пытаются — своими сильными, красивыми голосами они отдают дань уважения великому. И это не выглядит жалкой подделкой — исполнение более чем достойное.
Танцевальное сопровождение шоу-балетом "Импульс" как яркие декоративный элемент канвы повествования: все по канону, как Меркьюри любил, — дурной вкус, гротеск, передоз, как заклеймили его в свое время стилисты. Черно-белые облегающие одежды, яркий макияж, структурированные волосы... Настоящий балаган, соотвествующий эпатажной натуре музыканта. Это смешно, когда они пародируют Living on my own, это красиво, когда они представляют Barcelona, это зажигает в тебе огонь, когда они отбивают узнаваемый во всем мире такт We will rock you. Кто они — иллюзия, видение, выдумка или кучка сумасшедших? Не понятно. Но их пластика, органичность, грация, совмещенная с графичным гримом, дарят эстетическое удовольствие и делают перфоманс еще более живым и в чем-то в стиле Queen.
Фредди редко давал интервью. Но когда делал это, то не упускал шанса своему юмору и сарказму вырваться наружу: острил, кокетничал, смеялся и говорил, не думая. Вот и тогда он сидел, курил, шутил с журналистом и на вопрос про будущее отвечал в своей манере: «Выдержит ли моя музыка проверку временем? Мне на это плевать! Меня тогда уже здесь не будет, чтобы переживать по этому поводу. Через двадцать лет... я буду мертвым, дорогие мои. Вы с ума сошли?» Могилу Фредди ищут до сих пор — 25 лет прошло, а результатов на один неофициальный могильный столп. Как дела с музыкой? Живет и властвует: феномен Queen необъясним и живее всех живых. Так что Фредди должен быть рад там, наверху, что легендой стать ему удалось, музыка его живет, а особо увлеченные прививают жителям Петербурга хороший вкус, показывая музыкально-драматический перфоманс "Страсти по Меркьюри".
Комментариев нет:
Отправить комментарий