27 июня, 2015

МОДНАЯ ЛИХОРАДКА

Наш век, кажется, на грани новой чумы: всех завораживает и манит блестящий и богатый мир моды. Сегодня быть стилистом, дизайнером или fashion-блогером — круто, престижно, пафосно и... модно. Насколько прекрасен этот мир и насколько он по зубам обитающим в нем людям — до сих пор не ясно. Откуда такой массовый интерес и почему все хотят попасть в fashion — вот вопросы, занимающий топ любопытства. Так чума или показалось? 


Пожалуй, каждая девочка, у которой хоть раз в жизни был глянцевый журнал, мечтала оказаться там — на его страницах. У мира моды есть действительно какой-то необъяснимый шарм, который притягивает массы. Мой первый журнал попал в мои руки летом 2006 года, когда мне только исполнилось пятнадцать лет. Разноцветные картинки, вереница красивых сумочек, туфель, платьев и демонстрирующих их девушек вскружили голову, а истории модных домов Европы заставляли в удивлении раскрывать рот — вот это истории! Так в подростковом возрасте у меня появилась мечта – работать в мире fashion. И в связи с этим возникло две преграды. Первая — в Сибири моды нет, за ней надо ехать в большой город. Вторая — самостоятельного серфинга и изучения глянцевой гламурной прессы недостаточно, точнее напечатанное на гладких страницах дает слабое представление о мире моды, необходимо полное погружение в индустрию и изучение всех тонкостей. Об этом, как водится, я узнала спустя годы. Но несмотря ни на что, хотелось быть частью этого мира, писать об этом, доносить до людей всю красоту. Как показывают фильмы и рассказывают бывалые, в ''фешан'' попасть тяжело, плюс надо соответствовать каким-то непонятным стандартам. Это мир элиты, мир избранных. Однако, как показывает личный опыт, достаточно упорства, напористости и любопытства, чтобы стать частью большой машины. Да, это не опечатка. На деле fashion — большая машина, где важна каждая деталь и каждый человек, отвечающий за тот или иной участок. Так кто же начальники этих участков? Дизайнеры, стилисты, блогеры. Сферы разные, цель одна — красота. Так почему же людей так манит этот мир? 

Человек создающий

Миру известны великие мэтры Коко Шанель, Ив Сен Лоран, Джанни Версаче, Кристиан Диор, Оскар де ля Рента, Джейн Ланван и др., те личности, которые заслужили место на модном Олимпе и вписали себя в историю индустрии — их дома и бренды, имеющие многолетнюю историю, цветут и процветают, а вещи с заветной биркой являются мечтой каждой девушки. Лавры великих не дают покоя современному поколению: то и дело возникают все новые и новые имена в дизайне, появляются специальные конкурсы и программы на ТВ, выделяются гранты, а Недели мод, которые вышли далеко за пределы Москвы и Санкт-Петербурга, изобилуют неизвестными ребятами, претендующими быть известными. Знаменитости, участники реалити-шоу, избалованные девочки с богатыми папиками мужьями пробуют себя в качестве модных дизайнеров, выпуская зачастую скопированные и (если повезет) разбавленные одной деталью вещи, — но это сложно назвать настоящей модой, это баловство, ребячество. 


Казалось бы, главное здесь — образование. Есть большое количество специализированных университетов и специальных факультетов и в России, и за рубежом, где можно получить качественные знания относительно конструирования и дизайна одежды, но, как показывает история, самоучки правят балом. Кто-то готовился стать дипломатом, а в итоге — дизайнер, кто-то пел в кабере, а после покорил модный мир путем заимствования мужских элементов гардероба в женский. И таких историй много. Наверное, именно этот аспект и привлекает — каждый может попробовать себя. Дизайнер и основатель собственного бренда одежды Натали Лескова говорит, что мир моды привлекает большинство своей красотой, роскошью, но мало кто понимает, что прячется за этим. Не достаточно одного желания быть дизайнером, необходимо знать весь процесс производства, понимать как продвигать и продавать идеи, где, когда и как снимать лукбук, каталог, кампейн; а также как создать свой сайт, интернет-магазин, шоу-рум... И еще тысяча моментов, из которых складывается успешность и продажи. 

Наблюдая за нашими Неделями моды, их некоторыми дебютантами, а также отдельно взятыми личностями, которые видят себя в модном дизайне, иногда хочется сказать: «Стоп, не надо...» Копирование — главный бич всех. Мало кто может предоставить что-то уникальное, необходим свой собственный и узнаваемый стиль. Еще одна из ключевых проблем — создание коллекций, которых минимум две в год надо выпускать, в идеале — четыре. Далее — продвижение и продажи. И многие, столкнувшись с рядом проблем, пасуют и дают заднюю, сворачивая свой бренд. Заканчивается вдохновение, не укладываются в сроки, коллекция отшивается либо в самый последний момент, либо вообще не выпускается. На небосклоне гаснет еще одна звезда. Отдавая себя профессии дизайнера, важно понимать, сколько сил, времени и финансов придется потратить на это дело. Рисовать эскизы недостаточно. Важно вести свой бизнес от и до и быть готовым работать 24/7 и каждый раз удивлять. 


Грейс Коддингтон, английская муза американской моды, человек, тонко чувствующий ее и отдавший Vogue половину своей жизни, писала в одной из своих работ: «Я хочу, чтобы дизайнер тратил больше времени на создание одежды, поиск лучших материалов и размышление над собственной идеей, а не на заимствование чужой!» Несмотря на модный ажиотаж и возникновение новых брендов, как грибы после дождя, только сильным достаются лавры успешного и продаваемого. На подиумах и на страницах журналов должны красоваться запоминающиеся вещи, а не банальные тряпки из антресолей бабушки. И заниматься этим лучше профи, а не однодневным дилетантам. Дизайнер не хобби, а серьезная и сложная работа. 

Человек одевающий

Стилисты — это художники, которые создают картину не при помощи красок, а путем грамотного и необычного микса вещей, украшающих человека. Чаще они остаются за кадром, а их ''творения'' отражаются во вспышках фотокамер. Патриция Филд, Рейчел Зоуи, Карла Уэлч, Микаэла Эрлангер и другие известны миру благодаря своим звездным клиентам и правильно подобранным образам, которые селебрити демонстрируют на красной ковровой дорожке. За плечами каждой — либо карьера художника по костюмам, либо образование в институте дизайна, а также сотни стажировок в журналах, работа ассистентом у главных редакторов Vogue, должности креативных директоров и сотрудничества с именитыми модными домами. Опыт работы измеряется годами и десятками лет. Интересная, творческая работа стала одной из самых привлекательных для юных девушек: тут главное культивировать чувство стиля и красиво одеваться, после одевать других, становясь личным шопером. Сегодня мы испытываем, кажется, переизбыток ''модных людей''.


По мнению Кати Рок, PR-специалиста и стилиста, рвение к модной индустрии объясняется повышенным пиаром, но мало кто понимает, что это почти как шоу-бизнес — со своими трудностями и подводными камнями. «Все хотят быть частью этого мира, потому что думают, это легко, беззаботно, а еще тут много денег. Все знают об индустрии только из журналов, интернета и телевизора. Этого не достаточно», - считает Катя Рок. Солидарна с ней и Марина Щеняева, стилист-имиджмейкер из Оренбурга, говоря, что интерес к моде был всегда, однако сейчас она стала более доступной. И в плане одежды (спасибо масс-маркету), и в плане общедоступности благодаря эпохе Интернета. Однако встает другой вопрос — как я могу стать стилистом, выделиться и зарабатывать на этом? 

Конечно, этому профессионально не учат в университетах и институтах, как дизайнеров, чаще стилисты являются самоучками-самородками (вспомните историю Александра Рогова), однако на почве повышенного интереса создаются различные школы и академии стиля, обещающие научить правильно одевать / ся и ориентироваться в трендах. Обучение в таких местах стоит денег, причем не малых, за них ученик получает истории домов моды Европы, экскурсию в мир последних тенденций с подиумов и разбор полетов — что носить, а что выбросить. На выходе — выпускная фото-съемка с демонстрацией приобретенных навыков. Встает вопрос: насколько полезны такие занятия и какова вероятность попадания после в топовые издания, чтобы быть там стилистом съемок? Очень маленький процент. Информацию о доме Dior или Chanel можно найти в интернете, как и главный цвет года — прочитав это на сайте исследовательского центра института цвета Pantone. За этим теряется главное — вкус, который должен быть уникальным. А это явление редкое. 


Еще раз вспоминая Грейс Коддингтон, гуру моды, про работу стилистов она говорила: «Мне всегда казалось, что люди должны сконцентрироваться на своей работе, а не на всяком модном дерьме вроде ''я хочу быть селебрити''». Никто не говорит, что ''стильная чума'' коснулась только Россию, нет, от этого вируса страдает весь мир. Есть профессия, довольно интересная и необычная, связана она с одеванием людей на мероприятия и съемки для журналов, она кажется легкой и плевой. Это и привлекает — работать с тряпками просто и без всяких заморочек! Но это лишь оболочка, внутренний процесс работы гораздо сложнее, а знания необходимо постоянно подпитывать. Плюс выработка собственного стиля — обязательный признак успешного специалиста, чтобы глядя на фотографию человек мог без раздумий сказать — это тот, а это этот одевал ее на премьеру фильма. К сожалению, большая часть стилистов страдает неприкрытым эгоизмом, одевая только себя и продвигая тоже только себя. Об этом, собственно, и говорила Грейс Коддингтон

Человек пишущий

В России понятие ''блогер'' появилось сравнительно недавно, в то время как за рубежом блогинг ставят вровень со второй древнейшей и называют будущим журналистики. Кому не известны Кьяра Ферраньи, Кристина Базан, Тави Гевинсон, Адам Галлахер, Мариано Ди Вайо и десятки других уважаемых дизайнерами и прессой ребят, о которых говорят, пишут, чьи блоги приносят деньги, а их мнение является авторитетным? Запад, известный своими демократическими замашками и любовью к свободе слова, дал миру журналистики и всем желающим плюрализм мнений в виде виртуальных площадок — блогов, где каждый может высказать свое мнение, проявить себя. Отныне не Vogue и другие издания вершат судьбы властителей подиумов, а они, молодые, активные, те, кто будет носить эти вещи — говорить теперь будут они. В зарубежной практике, как говорит Дарья Ядерная, основатель и генеральный директор Y-consalting, все централизованно и организованно, что ставит блогеров вровень с профессионалами индустрии и делает их чем-то особенным. Разве не прелесть?

Тенденция ведения модных блогов и лавры зарубежных коллег пришли и в Россию. Интерес к этой сфере вызван завуалированной простотой проникновения. Ежедневно в нашей стране создается немалое количество блогов, какой-то из них будет обязательно про fashion. Ведь для прочих сфер важны определенные "узкие" знания (например, в фитнесе — правильные упражнения, в здоровом питании  основы диетологии), а доступность глянца и онлайн-показы делают каждую вторую экспертом. Несмотря на предвзятое отношение масс к моде, эта сфера является одной из самых востребованных, оттого и популярной. И если ты ведешь блог — ты приближен к тому, модному миру, отныне фэшн — май профэшан! И этот ресурс дает некоторые возможности — аккредитации на показы, рекламную площадку и многое другое, но что самое печальное — не все используют эти ресурсы правильно. 


Однако в модном блогинге есть одна небольшая проблема — до сих пор никто не может решить, кто такой fashion-блогер: это тот человек, который публикует свои образы (outfits), или пишущий об индустрии? Таня Иванова, основатель проекта Hello, Blogger, считает, что от блогеров не стоит ждать серьезной аналитики, да и читатель не готов воспринимать сложные тексты. Чаще в России fashion-блогер ассоциируется с девушкой / юношей, чей стиль, вкус в одежде и восприятие жизни отличается от ровесников. То есть это отличный от других человек. Противоположное мнение высказывает Дарья Ядерная, утверждая, что блог о моде — это своеобразный нарратив, выражение своего мнения и понятная аналитика, а не постинг собственных образов. На самом деле, это уже какой-то риторический вопрос, ответ на который мы вряд ли найдем. Но все же... Что нужно делать, чтобы ты имел право писать в bio Instagram короткую характеристику себя ''Fashion blogger''? Во-первых, быть интересным и оригинальным, строго и категорически исключить копирование текстов — искать свой необычный способ повествования. И если выбор падает на публикацию аутфитов, то в текстовом поле поста необходимо как минимум рассказывать о вдохновении образа, отсылке к каким-то этническим или культурным особенностям, возможно, интерпретировать последние тенденции путем практики и собственного восприятия. Во-вторых, грамотно выстраивать контент, уметь анализировать, быть отличным новостником и давать на выходе ценный для аудитории текст, чтобы обогащать ее интеллектуально, эмоционально и эстетически. Учитывая, что блогосфера и всё в формате digital очень подвижны, как и тренды в моде, необходимо действительно уметь цеплять, быть отличным от тысячи других блогеров. Например, Светлана Падерина профессионально, как истинный эксперт, пишет о коллекциях именитых дизайнеров и раскладывает каждый дизайнерский образ по полочкам, обращая внимание даже на вытачки и форму воротников. Ксения Рузанова опирается на вдохновение и разбирает каждую деталь своего образа, аргументируя выбор той или иной вещи. Маша Новикова в своем блоге рассматривает моду с точки зрения музейного экспоната, который, по ее мнению, не практичен, но интересен, красив и привлекателен. Fashion is art — ее заключение. Позиция Яны Демченко больше направлена на теорию и визуальную практику — в своем блоге она рассказывает о сезонных изменениях моды, последних тенденциях, предысториях и развитии различных стилистических направлений. Получается, что блог должен быть полезным. Это не площадка для самолюбования, это место, где люди работают и дают какой-то готовый продукт. 


В заключении подведем небольшой итог. Модный блогинг еще не определился, принадлежит он молодым, креативным и стильным или стильным, думающим, анализирующим. Еще один момент — Россия на данный момент страдает от нехватки профессионалов и экспертов fashion. Редкое явление, почти как северное сияние в средней полосе, — самоучки, обладающие подвижными извилинами и любопытным разумом. Поэтому чаще модный блогер у нас — это тот, кто не пишет о моде, а показывает ее при помощи своих look'ов, к сожалению, не всегда стильных. Но разве это не стилист и модель в одном лице? Поэтому встает острый вопрос об определении четких границ и позиций, ориентировании на работу и профессиональные отношения ''работодатель — блогер'', как за границей, и расстановление приоритетов. 


P.S.

Давным давно на Западе появился так называемый Калифорнийский синдром, именуемый еще как Золотая лихорадка, зародившийся в середине 19 века и известный неорганизованной добычей золота, характеризуемый стихийным и массовым наплывом страждущих. Такой наплыв стимулирует развитие экономики региона и обогащает страждущих. Получается, что старое историческое помутнение рассудка вернулось в XXI веке вновь, обернувшись модной лихорадкой, поражающей массы. Дизайнеры предлагают, стилисты носят и предлагают, блогеры пишут и рекламируют — массы ''съедают'', восхищаются, покупают и приносят в казну деньги. А после появляется интерес, ну, всем хочется попробовать красивой жизни, загрести немного золотишка. «Я еще со школы штудирую глянцевые журналы, я готова работать в моде!» - скажет юная девочка, не понимая, что за красивой оберткой скрывается адский труд. Что самое смешное — моду воспринимают как несерьезную индустрию, легкую и веселую, отчего здесь хотят работать все, отсюда такой повышенный интерес. Плюс несколько романтизированный образ мира моды. Однако мало кто готов пахать сутками, спать на съемочных площадках и бэкстейджах, держать руку на пульсе и удивлять. Последнее — самое главное. В одном из интервью с блогером прочитала, что моду нужно рассматривать как увлекательную игру, к которой не стоит относиться всерьез. Двоякая фраза. Применительно к быстротекущим трендам — да, к индустрии в целом — нет. Нам стоит быть более профессиональными, постоянно учиться, искать и предлагать новое. Как дизайнерам, как стилистам, как блогерам, так и просто людям, которым интересен мир fashion.

2 комментария:

  1. Здравствуйте!
    Вчера, когда впервые открыла для себя Ваш блог, читала его до потери пульса))) Ну как же интересно - интервью с модельерами и блогерами (и Малахова, и Одиноких, и Ромашко, и....), мнение о мужчинах, взгляд на моду! Удивило одно - такое маленькое количество комментариев! Как так??? Эти темы ведь взахлеб можно обсуждать!!! Читатели, ау!
    Спасибо за блог и качественный контент, Юлианна :)

    Еще увидела в Вас общее со мной - поиски мужчины) Как правило все блогини при кавалерах, а я, как и Вы, ищу и плАчу, плачУ и ищу)))) опыт интернет-знакомств тоже есть, причем пока читала Вас, вспоминала свои истории и хихикала))))

    Будем знакомы!)
    Наталья

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, приветствую! Рада знакомству! ;)

      Мне очень приятно, что вам понравился мой блог, это мотивирует быть еще лучше и давать более интересную и качественную информацию.

      По поводу мужчин - не стесняйтесь делиться историями, может, это вдохновит на новый пост и эксперимент в рубрику "Записки эгоиста" :) И еще раз спасибо за теплые слова!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...