20 октября, 2017

BALENCIAGA: SHAPING FASHION

Лондон — это не только ''the capital of Great Britain'', но и настоящая fashion-столица. Здесь любят смело и красиво одеваться, а еще с уважением и восхищением относятся к тем, кто создает моду. Так, 27 мая 2017 года в музее Виктории и Альбера (V&A) открылась ретроспектива Balenciaga, приуроченная к 80-летию модного дома. 


Глянцевая пресса и digital-издания постоянно изобилуют сообщениями: там-то открылась новая выставка, приехали все звезды, экспонаты — огонь, маст-визит, очереди — миллион километров, билеты не достать. Питер не балует подобными информационными обстрелами и красивыми вбросами в серую повседневность, а вот очередной приезд в Лондон позволил прикоснуться к прекрасному. Удивительно, но очередей на выставку ''единственного настоящего кутюрье'' практически нет, однако это приятный бонус, который помогает лучше прочувствовать ДНК бренда и всю суть загадочного и молчаливого кутюрье с его необычной вселенной моды.


Крыло музея V&A, посвященное моде, вместило внутри себя двухуровневый павильон, где представлена уникальная ретроспектива творчества Кристобаля Баленсиаги и его последователей. Всего экспозиция насчитывает 100 предметов одежды и 20 головных уборов, демонстрирующих мастерство и приемы дизайнера, а также влияние его работ и видение женской красоты на будущее моды.

Итак, первый уровень — сам Баленсиага и эволюция его стиля. Здесь представлены модели 50-60-х годов, которые произвели настоящую революцию в мире моды и подарили новые силуэты. Это платья-трапеции, пальто с воротником-стойкой, платье baby doll, объемные пальто, платье-мешок и другие изделия, которые в прошлом веке казались странными, возможно, неуместными и уродливыми, но сегодня это произведения искусства. 




Вместе со знаковыми предметами одежды, которые носили кино-дивы и монаршие особы, в экспозиции представлены архивные эскизы и фотографии, заметки дизайнера, образцы тканей, швейные принадлежности из мастерской, упаковки для шляп и другие, казалось бы, мелочи, которые дают полное представление о становлении Balenciaga и его вселенной.

По мне, это самый атмосферный зал: здесь нет запаха нафталина середины прошлого века и  скуки, здесь выжимка, кристальная эссенция дома моды, который построил и воплотил в своих творениях Кристобаль Баленсиага. Десятки манекенов, одетые в образы с обложек, картин, красных дорожек, не только передают дух того времени, но и в буквальном смысле показывают себя со всех сторон. Некоторые экспонаты установлены на вращающиеся панели, позволяющие рассмотреть платье под углом 360 градусов. Другие представлены вместе с рентгеновскими снимками. Почему? Одни говорят, это для того, чтобы показать как Баленсиага высчитывал крой с помощью математических формул. Другие утверждают, что только с помощью рентгена можно увидеть всю сложность каждой модели, которые он создавал как архитектор. Это только со стороны кажется, что конструкции его вещей очень просты. Но по факту его точные расчеты и смелость помогали каждому изделию выглядеть броско, эффектно.


Удивительно, что подход Баленсиаги к созданию одежды напоминал архитектурное конструирование, а вот воплощенные им модели больше похожи на скульптуры. Все изделия имеют где-то четкие, где-то обтекаемые линии. Дополняет их объем и пропорциональность. И все это шилось из жестких и плотных материалов. Он так мастерски их обрабатывал, что это нисколько не сковывало женщин, а наоборот позволяло сохранить совершенство форм во время любых движений. Кристобаль Баленсиага стал оппозиционером привычной женственности и радикально изменил взаимоотношения женщины с ее телом, дав ему свободу, но оставив место грациозности и изяществу. Даже в наряде с абстрактным кроем, скрывавшим фигуру, каждая была настоящей королевой — это и было целью всей его жизни. 


Другая часть выставки, расположившаяся на втором уровне, посвящена влиянию кутюрье на современную моду и развитию дома моды Balenciaga. Тридцать дизайнеров, среди которых были ученики Андре Курреж, Оскар де ля Рента, Пако Рабан, Эмануэля Унгаро и креативные директора Balenciaga Николя Гескьер, Александр Вэнг, Демна Гвасалия продолжили тему маэстро, где нестандарт — это стандарт Кристобаля


Здесь больше света и современности, а интерактивные изображения, транслируемые на белых стенах и колоннах, показывают эволюцию вещей из 50-х в образцы с подиумов и последних Недель мод. Подобные технологические метаморфозы — способ увидеть, как на протяжении 80 лет жизни бренда Balenciaga развивались взгляды, формы, конструкции и методики, разработанные самим кутюрье в прошлом веке, и как они проявляются в нынешней моде. 




И поднимаясь с ретро уровня, недоумеваешь: элегантность и женственность вступают в агрессивный диссонанс с объемными платьями, напоминающими помпон из гофрированной ткани и огромную зефирку из массивных воланов, а также спортивными пуховиками и бесформенными плащами. Все кажется полной противоположностью того, что создавал молчаливый испанец. А современные творения — откровенная насмешка. Но это только на первый взгляд...


Меня тоже сначала это расстроило. Все казалось уродливым после увиденного на первом уровне. После пришло осознание: и Гескьер, и Гвасалия гнут ту линию, которую задал сам маэстро. Бескомпромиссные и строгие, элегантные и странные — вещи Balenciaga в свое время тоже балансировали на грани элегантности и эпатажа. Современные коллекции, которые мы видим в журналах, на подиумах и красных ковровых дорожках — логичное продолжение философии, родившейся 80 лет назад. Наряды все такие же провокационные, удивляющие. Это тот самый случай, когда удалось сохранить уникальность бренда, заданного создателем. В то время как конкуренты и другие модные гиганты меняют направление, философию, смешиваясь и сливаясь с остальными. 


«Кутюрье должен быть архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля...» - знаменитая цитата Кристобаля Баленсиаги, которая отражала его взгляд на моду, объясняла его вещи, на которые нельзя смотреть без восхищения, и конечно, задала стимул для своих последователей. Выставка, озаглавленная как ''Формирование моды'', дает и профессионалу, и любителю, и случайному прохожему понять, что было, что есть и что будет. Фундамент, заложенный Баленсиага, крепок, стены, которые стоят последователи, — яркие, мощные. Пускай этот модный дом не такой ''попсовый'', как Шанель, Диор или Валентино, но в нем всё именно так, как изначально должно было быть. И мальчик, рожденный в семье рыбака и швеи, не просто создал ''очередной бренд'', но и изменил будущее моды, сделав ее сложной, эффектной и нестандартной. Наверное, именно поэтому Balenciaga — это настоящий люкс, недостижимая вершина для всех остальных.

P.S. Если все-таки будете в Лондоне, то обязательно сходите в музей V&A (он сам по себе шикарен) и загляните на выставку Balenciaga: Shaping Fashion, которая продлится до 12 февраля 2018 года. Это действительно очень красиво! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...