Скажу сразу — у меня нет подшивки комиксов, я не являюсь почитателем вселенной DC, вхожу в круг разочарованных последним Бэтменом и Супермэном, но мне крайне интересно, почему роль Джокера вдруг попала в папку ''Никому не по зубам'', а обычная фантазия, помноженная на гиперболизацию, вдруг стала заложником стереотипов, обмотанной упаковочной лентой ''а где же, мать твою, смысл?!'' В том и дело, что смысла нет. Потому что это комикс, визуально красивое и легкое чтиво, лишенное тяжеловесности думания. Не ищи смысла там, где его нет, но начинай читать эту рецензию и готовься спорить!
ЭКШЕНА ХОЧУ! НЕТ, ДРАМЫ! ОЙ, НЕТ, ВСЕ ВМЕСТЕ!
Как все красиво и интригующе начиналось… Объявление съемок ''Отряда'', оглашение списков самоубийц, фокус на Лето, как одном из самых опасных преступников Готэм-Сити и наглеце, позарившемуся на то, о чем нельзя говорить вслух... Потом первый трейлер на Comic-Con'е, после которого страдания, помноженные на 365 с чем-то дней, прогрессировали в опухоль и требовали еще больше. Фильм обещал стать самой долгожданной лентой лета 2016 года, а с учетом, что съемки велись параллельно с новым Бэтменом и припудриванием мозгов, что сюжеты будут перекликаться, да и Бэн Аффлек заглянет на огонек к Самоубийцам, то фанаты и киноманы рвали и метали: все, грядет АГОНЬ и никак иначе. Но потом — оп — март и полный провал "Бэтмена против Супермена", очередные слезы горькие по Кристиану Бэйлу и Нолану, мол, умели парни жечь сердца людей, а дальше судорожное ождание "Отряда" и куча спойлеров. Фильм вышел, установив в первый день исторический рекорд по сборам. Но если сгенерить все отзывы (критиков студийных, журнальных и диванных), диагноз, скажем, неутешительный — гамно. Редкостное.
Итак, по полкам — спойлеры в студию! Есть город Готэм-Сити, некая Аманда Уоллер, она затирает великому, ужасному и вечно на стрессе Правительству США, что Супермэна нет, прикрывать их задницу сложновато, надо что-то делать. У нее есть план — собрать команду головорезов, шайку плохих, которые могут сделать что-то хорошее. Но предложение принимают с холодком, мол, женщина, что опять взбрело в твою голову, мужики сами разберутся, танками все обставят и будет норм! Но потом таки решили рискнуть, да и козырь магический был в руках. Однако что-то пошло не так, чары и древность распоясались, какие-то прыщавые чудовища бродят по улицам, наводят хаос. Че делать-то, товарищи? Звать опасных для общества, давить на них (хотя разве их чем-то напугаешь?), ну и тут два вариант развития событий: либо они выполняют свою миссию, либо умирают, становясь тем самым отрядом самоубийц. Чем все закончилось — смотрите в кинотеатре. Ну, или качайте.
Фильм, предварительно обреченный на успех, показался зрителю рваным: канва повествования постоянно меняла краски и обрывалась там, где не должна была. Трейлер показал картинку в более выгодном свете, на практике события развиваются слишком быстро (а может, мы привыкли, что нам медленно подводят за ручку к бах-баху, конфликту, его кульминации и развязке?!), что ты не успеваешь переключиться с одного действия на другое, все еще отходя от минутного появления Джокера на экране, а после и вовсе диву даешься — у злодеев, оказывается, тоже есть чувства, мечты и слабые места. Но даже это светлое пятно не спасает от разочарованных вздохов: мол, вы чего, холопы заморские, заманили в кинотеатральную коробку, наобещав мне нереальный экшен, а в итоге какая-то приторная жвачка, у которой быстро пропадает вкус. Не хватило масштабности, нереального экшена, отсутствие конкретного антагониста (хотя, если раскинуть извилинами, то его можно найти, и будет немного удивительный и неожиданный результат, а также непредсказуемый поворот сюжета), но главное — СМЫСЛА! И что забавно: режиссера картины Дэвида Эйра обвинили в отсутствии внятного сюжета, логики и понимания ''а-что-вообще-происходит-на-экране-за-что-я-денег-заплатил-а?'', а вот его предшественника Нолана обвиняли в излишнем драматизме и многогранности трилогии про Бэтмена. Хотя, если говорить о последнем, то его самый первый фильм был не таким уж и вау-вау, а так — на один раз и с долгим послевкусием ''что я только что посмотрел?!''. Быть может, стоит менее строго относиться к режиссеру, который впервые взялся за столь масштабный проект, пытаясь уложиться в короткие сроки сделать что-то стоящее? Да, идея оправдания не самая блестящая, но есть две причины не кидаться арсеналом Джокера в Эйра. Номер один — как показывается любая профессия, против боссов не пойдешь. Если им что-то ударило в голову, то будет так, как хотят они, и хоть ты голым по площади бегай, их мнение во главе праздничного торта, то есть ленты, а о твоем ''я же говорил'' вспомнят тогда, когда петух в одно место клюнет — зритель и критик кинет в лицо свое недовольное ФИ. Если погуглить, можно найти множество ссылок с материалами на тему, что ленту перешивали в последний момент, а слухи про досъемки не совсем беспочвенные, мрачное видение Эйра не устроило боссов Warner, пришлось в сжатые сроки кроить ''Самоубийц'' в угоду потребителя и избалованного зрителя. Вторая причина — берем и поднимаем задницу, пишем сценарий, куем команду, снимаем кино. Яви шедевр миру, если кишка не тонка. Всегда гораздо проще высказать негатив, обвинить в краже денег за билет и времени, чем понять и, возможно, простить. Да, весь мир с замиранием сердца ждал дня Х, зрителя замариновали так, что каждый второй буквально выцарапывал дни до премьеры на стенах и смеялся психоделическим смехом Джокера, ожидая релиз, но почему-то остался недовольным.
Конечно, главный всегда зритель, который платит и дает на хлеб создателям и актерам. Но если расценивать сей шедевр приманкой зрителя, своеобразной фокус группой — возможно, создатели просто хотят понять, кто из героев, чей тандем пришелся по душе потребителю, кого можно эксплуатировать в последующих фильмах? Если рассматривать картину с точки зрения изначального назначения ''Отряда'', то фильм можно было сворачивать спустя первую беседу Аманды Уоллер с мужиками из Правительства США. Ведь все свелось к тому, что надо найти кого-то, кто сможет прикрывать задницы политиканов, пока Супермен, да упокой его крептонскую душу земля землянская, ушел в короткое небытие, а точнее качать бицуху к Лиге справедливости. Но кое-что вышло из-под контроля, поэтому возникла срочная миссия, почти как внеплановый визит ревизоров гида Michelin в какой-нибудь новый ресторан, карта выпала проверить плохих ребят — что получится из этого ширпотреба? Искать какой-то глубинный смысл в происходящем на экране не вижу смысла — это комикс, а не философский трактат, переложенный на пленку. Все не более чем just for fun и возможность удовлетворения фанатов, почитающих супергероев. Да и почему все забыли про поговорку, что первый блин комом? Зато, кстати, я бы взяла на заметку PR картины и маркетинговые ходы Warner Brothers — таким стратегиям еще поучиться надо! Коллеги, респект!
ДА КТО ТЫ ТАКОЙ?
Без преувеличения, персонаж Джокера стал самым обсуждаемым: и когда вышел фильм, и когда только объявили актерский состав, и когда съемки шли полным ходом. «Что за фигня? Хит лучший! Не потянет! Не канон!» - кричали критики и не критики, застывшие, кажется, в точке невозврата — есть один сложившийся образ, который нельзя разбить. И после печального и очень горького ухода Хита Леджера на персонаж Джокера наложили невидимое вето — никто и никогда не сможет играть эту роль. Но секундочку... ''Отряд самоубийц'' и ''Темный рыцарь'' — не просто два разных фильма, это вообще две отдельно взятые вселенные, пусть персонажи и являются порождением Вселенной DC. Как можно их сравнивать в принципе? Джаред Лето и его Джокер не антагонист. Он второстепенный персонаж, которому не дали раскрыться в полной мере. Он болевая точка Харли Квин, герой, не входящий в ''Отряд'', он просто мимо на своем Purple Lamborghini проезжал.
Когда весь мир разделился на две половины — сможет или нет, — Джаред Лето стал, кажется, единственным вменяемым персонажем, который ответил на все выпады, что роль Джокера можно сыграть по-разному. У Хита Леджера был один подход, у Джека Николсона — другой, и их нельзя сравнивать. Его Джокер — сумасшедшая версия ганстера, вокруг которого вертится весь мир, луна и солнце, он безумен и гениален, а еще... он влюблен. Мы увидели лишь малую часть его возможностей, его самого, ведь в ''Отряде'', повторюсь, он второстепенный герой и болевая точка Харли. Если Джокер Хита был анархистом и его целью было уничтожение Бэтмена, левых людишек, мешающих ему и его сумасшествию творить всякие непотребности, то Джокер Лето больше озабочен собственной властью, бизнесом и женщиной, которая готова жить и умереть за него.
Про "мог бы лучше" и банальное сумасшествие — пьеса отдельная. Как все поняли по трейлерам, заманивших всех в душные залы кинозалов, многое, что показали в заманухах, не попало в финальную версию фильма. А тут еще саркастическое интервью Лето вышло: «Мы много экспериментировали на площадке, отсняли много классных эпизодов, но по факту они не попали в фильм. Возможно, это все всплывет, когда я умру. А что, неплохая идея...» Есть надежда, как считает большинство, что студия решится на выпуск расширенной версии, внимая стонам народа, или разродится на сольник, если не про Джокера, то про химию между королем и королевой Готэма точно. Но пока к тому, что мы имеем. К банальному и примитивному слабоумию, которому Станиславский ни за что в жизни не поверил, еще бы и Оскаром по голове бахнул. Каждый эпизод с Джокером Лето — небольшая театральная пьеса в театре одного сумасшедшего актера. Это страшно, это красиво и с должным уважением к канону. Смотрите в его глаза. Внимательно. В эти холодные, ледяные глаза. Они наполнены безумием. Когда он просит пулемет, когда пытает своего психиатра, когда задает ей контрольный вопрос, нападает на лабораторию и спасает Харли из тюрьмы. Его так мало, но он так ярок, что это вполне объяснимая жажда потребления глазами: мы хотим Джокера еще. Но эта симфония не его, он лишь дополнение к кислотному замесу Эйра. Но, кстати, спасибо клипчику Purple Lamborghini за еще несколько минут экранного времени двинутого и зеленоволосого гения-злодея.
Сравнивать последних кинематографичных Джокеров, как минимум, глупо. Джокер Леджера — анархист и социопат. Джокер Лето — бизнесмен, мафиози, ганстер, безумно влюбленный сумасшедший. Они абсолютно разные. Полярные. Мы все прекрасно знаем, на что способен Джаред, и он дал режиссеру, оператору то, что он мог и даже сверх, но хитрые монтажники, кажется, решили лишить мир чего-то особенного и сумасшедшего, и заключили, что заявленных 40 минут экранного времени будет слишком много для такого второстепенного злодея, а вот 15-ти вполне достаточно, чтобы зритель не сошел с ума от игры Лето.
ЗРИТЕЛЬ, ЧЕ ТЫ ТАКОЙ СЕРЬЕЗНЫЙ?
В конце концов «Отряд самоубийц» не столько про плохих парней, сколько про безнадежных изгоев общества. За каждым тащится груз прошлого. Дэдшот, негласный лидер отряда, пусть и киллер, но любящий отец. Больная Харли Куин — бесстрашная и отчаянная, а еще влюбленная. Диабло — проклятый и неуправляемый, потерявший свою любовь. Бумеранг — вор, вор, вор, но у него есть любимый пони Пинки. Крок — жертва генетической игры и избой общества, лишенный любви, но не хорошего чувства юмора. Катана — завербованный Правительством наемник, движимый местью за мужа. Джун Мун и Рик Флэг — рабочий и расчетливый лямур тужур, а также черное и белое, ведь у дамочки раздвоение личности и неуправляемая сила Чаровницы. Аманда Уоллер... В ее адрес высказался каждый, но точнее всех была Харли, спросив, дьявол ли она. «Возможно», - ответила главнокомандующая замеса, став, соррян за спойлер, создательницей и губительницей отряда. И тут ни любви, ни тоски, ни жалости, а банальное — нет, ну не сука ли, а?!
По мне так весь фильм напоминает пятиугольник Пентагона: у каждого героя есть жизнь, амбиции, тайные желания, выгода и... черт возьми, любовь. В супергеройском кино не должно быть соплей и жалости, только мочилово и философский смысл. Но давайте просто определимся со своими желаниями? Если нам показывают глубокую драму с героями из комиксов, мы негодуем, что не хотим думать, хотим рубилова, мочилова и убойного столкновения героя хорошего и плохого. Если нам показывают кучку головорезов, которых водят за нос и испытывают на прочность, давая возможность практики здесь и сейчас, то нам не хватает конфликта, сакрального смысла всех собравшихся и вообще чего-то острого. Но может, пора привыкнуть, что в трейлерах всегда показывают самоей лучшее (гибрид монтажника и маркетолога творит настоящие чудеса), и перестать накручивать и ожидать чего-то вау?! Нужно быть готовым ко всему и всегда идти на фильм с холодной головой. Да и в конце концов, все мы индивиды, черт возьми, свое понимание прекрасного и происходящего. По мне, фильм снят отлично: спецэффекты яркие и эффектные, как и сами съемки — очень много сочных моментов-ракурсов, а в сочетании с бомбическим саундтреком, так вообще тюремная выходка Диабло, возведенная в куб — АГОНЬ! Герои клуба суицидальников — разные-отвязные, несмотря на большое желание смотать удочки и удариться в бега. Кажется, нам дали попробовать одну маленькую ложечку от большого лакомства: мы привыкли к главным положительные героям и хэппи эндам, что не совсем понятно, как зайдут плохиши и их выходки, вроде неплохо, хотя неидеально, но, может, стоит дать им шанс? Правда, зритель, чего ты такой серьезный? Выключи злого кинокритика и посмотри на большой дебют Эйра снисходительно — он попробовал сколотить команду отвратительных людей и отправил их пошалить. Что вышло — знаем. Не пытаюсь защитить фильм, назвать его лучшим творением кинематографа, но смело могу признаться, что за это время успела дважды сходить на ''Отряд'', удовлетворяя себя оригинальной озвучкой. Ибо дубляж губит ленту еще сильнее и не передает всего смысла. И оба раза мне нравилось видеть то, что творилось на экране. Я не искала смысла, я просто наслаждалась сладким кексом, который намутил Дэвид Эйр, посыпав его зеленым конфетти — небольшими вкраплениями Джокера. Но, быть может, у меня просто плохой вкус. И умом мне гнев праведной толпы не понять. Да и кто сказал, что надо подчиняться мнению остальных?
P.S.
А в качестве финального аккорда высказывание, нагло стыренное из CLIQUE:
«Мы посмотрели "Отряд Самоубийц". И хотим ещё.
Да-да, критики опять разгромили фильм DC, да-да, на режиссера давила студия, монтажеру хочется оторвать руки и диалоги могли бы быть в разы лучше.
Но, черт возьми, не будьте занудами. Из этой мешанины цветов, героев и музыки сияет такое обаяние, что не залюбоваться невозможно. Это, пожалуй, самый комиксный фильм из всех вышедших: кадры идут друг за другом, одна сцена сменяет другую, и ты чувствуешь, как переворачиваешь страницы комикса, как панели выстраиваются в историю. Да, этот фильм не для всех. Но в отличие от "Бэтмена против Супермена", о котором мы до сих пор не можем говорить без фейспалма, и готовы обсуждать его только по пьяни, как травму детства, этот фильм явно не заслуживает столько хейта. Марго Робби вытаскивает на себе каждую сцену, её Харли уже вошла в золотой фонд легендарных персонажей массовой культуры, и, черт возьми, химия между ней и Джокером просто невероятна. Эта пара - жемчужина фильма, они влюбляют в себя буквально за секунду и на них хочется смотреть ещё и ещё. Сольник Харли, сольник Джокера, ситком, мюзикл, да что угодно, только дайте нам взглянуть на этих двоих ещё раз. Они не просто безумны, они и есть безумие, самая отбитая и прекрасная пара комикс-кино.
И я подписываюсь на 100% под каждым Вашим словом. Я, сильно взрослый уже человек, не бывавший 100 лет в кино, получила от фильма настоящее удовольствие! Я ничего особенного и не ждала, комиксов не читала, просто здорово провела время и отвлеклась от дел повседневных и серьезных... Джаред - большой молодец! Он правильно сделал, что сыграл своего, ни на кого не похожего Джокера! Только так и можно было. У него огромный потенциал, хочется увидеть продолжение (если не завалят критики). Я думаю, что те, кому он не понравился, просто заранее сложили в своем воображении заданный комиксами образ, а когда увидели кое-что отличное от него (ну, и от Хита, конечно!) сразу завопили: Джокер не тот! Среди таковых, кстати, был и мой сын, который все мне доказывал, что Джокер не может быть влюбленным в Харли. Это его почему-то сильнее всего задевало. В общем, на всех, как говорится, не угодишь. Но реклама, по правде говоря, была не очень-то честной. Использовали Джокера на полную катушку, все почти построили вокруг него и... не показали даже всех сцен из рекламного ролика. Представляю чувства Джареда. Словно это ОН обманул зрителя. Ну, ладно, что-то я разошлась, не угомонюсь никак. Если коротко: спасибо Вам за адекватную рецензию!
ОтветитьУдалитьИрина, рада, что наши мысли совпадают! Конечно, невероятно жаль, что Джокера в фильме так мало, и вы верно подметили, что нас, зрителей, обманули. Как пиарщик и маркетолог могу сказать, что это отличный рекламный ход - все побежали в кино, но как обыватель - безумно разочарована, что со мной так жестоко поступили.
Удалить