27 января, 2016

НОВЫЙ ГАМЛЕТ КАМБЕРБЭТЧА

Вопрос, заданный, кажется, уже тысячу раз, размышления и метания... Трагедия на кончике рапиры, обман, предательство, любовь и смерть, соединенные одним и многими, загубленные разом. «Весь мир — театр, а люди в нем актеры!» - писал Шекспир, автор бессмертных литературных трудов, 


Знаменитая трагедия Шекспира пережила сотни постановок и кинолент, и каждая особенная по-своему. В интерпретации театрального режиссера Линдси Тернер принц Датский носит худи и футболки с принтами лишь в некоторых сценах меняя их на военный мундир и черный смокинг с надписью на спине ''KING''. Его друг Горацио становится хистером и лишается важной второстепенной роли, а Лаэрт, сын и брат светлокожих, ставится темнокожим благодаря толерантной Англии. Малахольная Офелия выглядит жетсвой обстоятельств с первых секут присутствия на сцене. Актерский состав настолько разный в характерном плане, но каждый — определенная нота в этой старой шекспировской трагедии. 

Об игре Камбербэтча на сцене ходят если не легенды, то сплошь восторженные отзывы — вживается в роль правдоподобно, выкладывается до последней капли пота. Раньше у нас не складывались отношения с этим британцем: смотрела на внешность, считая его не привлекательным, а каким-то странным, а на актерскую игру относительной — фильмы с главными ролями не попадали в мой шорт-лист. Но в январе делать было нечего, в мое поле зрения попал сериал Шерлок, который годами ранее был отвергнут брезгливым ''фу, кто так классику снимает'', а ныне принять как старый приятель — "а ты парниша ничего…" Но люди вокруг говорили, что его гениальность лучше всего раскрывается на театральных подмостках. Где нет второго дубля, где нет права на ошибку — только ты, сцена, одна история и толпа зрителей. И как хорошо, что современные технологии позволяют не тратить целое состояние на билет до Лондона и в театр Барбикан, чтобы увидеть нашумевшего ''Гамлета'' своими глазами. Nation theatre live делает воистину уникальные трансляции, которые дарят ощущение присутствия на протяжении трех с половиной часов действа. 


Благодаря многоугольному обзору видна каждая деталь сцены, каждая эмоция, взгляд, мимика, движения актеров, а ведь это заметит далеко не каждый зритель, сидящий в зале. И музыка композитора Джона Хопкинса, кажется, пронизывает и окутывает невидимыми волнами, заставляя слиться тело с происходящим на сцене, стать безмолвным свидетелем драмы принца Датского. Декорации, с легкостью трансформирующиеся из подсобки в роскошный дворец и тайные комнаты выглядят настоящим чудом, а снующая туда люда массовка теней, перетаскивающая мебель и другие предметы декора, придает спектаклю еще больше динамики, задает ритм сцены, накаляет обстановку. И конечно, визуальные эффекты. Взрыв черной сажи в конце первого акта аллегоричен и символичен в своем прочтении — мосты сожжены, прошлого не вернуть, а впереди лишь верная смерть. 


На билете в кинотеатр, где показывают видео спектакли с полным ощущением присутствия, скромно написано ''Гамлет: Камбербэтч'' Все одеяло перетянуто на него — главная роль все-таки. Но какая! Прочитав трагедию Шекспира на втором курсе университета на истории зарубежной литературы, принц Дании показался отталкивающим эгоистом, который помешан на месте и не видеть ничего, кроме кровавого исхода, закрывая глаза на чувства. Свои, своей возлюбленной, матери, друзей. Герой парализован отмщением. Никаких эмоций, кроме отвращения, не вызывал у меня Гамлет. Но каждый новый актер, который играет эту роль, вносит свой характер, особенность в этот персонаж. Говорят, Джуд Лоу, сыгравший в одной из постановок, был настолько омерзителен и отталкивающ, что никаких чувств, кроме негативных, зритель не испытывает: он убил всех вокруг себя и сам был умерщвлен. Герой Камбербэтча, лично у меня, вызывает жалость. Что он не нашел своего места в мире, возможно, он следовал ложному пути. Как писали театральные критики, Бенедикт Камбербэтч показал, что Гамлет — порядочный человек. Его игра — натянутая струна контрабаса, готовая лопнуть в любой момент. И это будет больно. Эти крики, гримасы, имитация сумасшествия... Он, человек, познает зло, пропускает его через себя, отчего он искажается и предстает совсем другим. Монологи Гамлета, эти короткие и яркие вспышки с паузой окружающей жизни, наполнены энергией, искренностью, отчасти пафосом, но бесконечным желанием познать истину жизни и ее цены. 


На самом деле, вся суть жизни, тот самый секретный элемент, который способен исправить все, спрятан в самом начале. В песне Дэвида Боуи ''Nature Boy'', которую герой Камбербэтча слушает на стареньком виниловом проигрывателе в самом начале спектакля. 

Жил-был парень. 
Очень странный, наделённый магической силой парень. 
Говорят, он странствовал так далеко, так далеко. 
По ту сторону суши и моря. 
Немного застенчивый и грустный глазами, 
Но очень мудрый он был. 

И однажды, одним волшебным днём, 
Он проходил по моему пути. 
И когда мы говорили о разных вещах, 
Дураках и королях, 
Вот, что он сказал мне: 
«Величайшая вещь, которую ты когда-либо познаешь, — 
Это просто любить и быть любимым в ответ». 

Муки и сомнения, которые терзают героя, поделив его напополам, смогли бы обернуться сладкой истомой, не будь это трагедией. С точки зрения новой постановки, любовь — единственное, что могло спасти Гамлета от фатального финала, но... Шекспир решил, что в конце должна быть смерть: нужно показать, как внешний мир ломает человека. Смог ли Гамлет Камбербэтча передать эту боль — да, безусловно. Его герой был местами комичен (сцена впадания в детство, представление театра), местами абсолютно безумен (видение отца, убийство Полония, похороны Офелии), но ты веришь каждому слову, слетающему с его уст — его благородство непоколебимо. 


Это было случайное знакомство с театральным талантом Бенедикта Камбербэтча больше смахивает любопытство — как это? Интересно, страстно, эмоционально и очень живо. Кажется, что весь актерский состав стоит на сцене и можно спокойно по окончанию спектакля подойти к ним и пожать руку. Пусть я смотрела спектакль в тяжелом температурном и гриппозном ударе, плохо разбирая английскую речь и через раз читая субтитры, могу сказать — это были три с половиной часа непередаваемого восторга, которые пролетели в один мир. И пусть однажды нам всем повезет увидеть эту потрясающую игру живьем на сцене лондонского театра Барбикан

2 комментария:

  1. Спасибо Вам за обзор. Я сама не успела попасть на Гамлета, и любопытство касательно постановки грызло бока.
    К Камбербетчу у меня тоже были сложные чувства всегда, пока не удалось увидеть его в театре. Если у Вас будет возможность, посетите Франкенштейна - ту версию, где он играет Создание. Это того стоит, очень.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, обязательно посмотрите при возможности! Камбербэтч бесподобен в роли Гамлета. Сама не ожидала. И теперь очень-очень хочу посмотреть Франкенштейна. Надеюсь, как-нибудь у нас покажут его вновь.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...