17 марта, 2015

РУССКИЙ FASHION, ИЛИ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАСС-МАРКЕТА

Санкции-шманкции, кризис-шмизис, все дела, Россия бьет тревогу — всё, нормальной одежды скоро не останется, опять будем ходить в ватниках (которые недавно выпустила марка GAP), сарафанах и других рукошитых нарядах не от кутюр, а от мамы. Все чаще в новостях читаешь сообщения не об открытиях нового магазина или выходе нового бренда в Россию, а об уходе известных игроков модного рынка и закрытиях / сокращениях точек присутствия. И думаешь, мол, как жить без H&M, TopShop, Zara и других любимых брендов? Есть ли в России аналог и как мы будем одеваться, если опять опуститься железный занавес? 


С Российского рынка уходит Seppala и Lindex! Закрытие OVS и New Look! River Island покидает территорию РФ! Calliope и Camaieu прекращают свое существование! Какими только заголовками не кормила бизнес-пресса в конце и начале этого года. А слухов, слухов сколько запустили! Что Top Shop скоро ноги сделает, да и Zara не долго жить осталось. После массированной атаки СМИ волнению поддалось все население нашей необъятной родины — носить теперь будет нечего, если в отечественного рынка уйдет масс-маркет! Тут же шуточки про тулупы и валенки, карикатуры на одежду ''раша стайл'' и вспыхнувшее чувство запасливости — надо брать то и это, пусть лежит на черный день. Но, стоп, давайте разбираться! Почему уходят зарубежные бренды? Признаться, я тоже долго полагала, что из-за нелюбви к России, экономических и политических игр и всеобщего заговора против нашей страны. Ха, смешно. На деле все гораздо проще — зарубежным компаниям не выгодно заниматься развитием своих брендов за рубежом, то есть у нас. Здесь плохие финансовые показатели, вызванные резкой девальвацией рубля, плюс еще множество проблем вроде высокой арендной ставки, отсутствия запаса ''на черный день'' и кризисное замедление темпов продаж. Короче, мозг достиг критической отметки и бьет тревогу — что делать?! Но почему все забыли, что в России есть свой масс-маркет? Который, к слову, существует на рынке уже около 20 лет. В нашем сознании железобетонно сложилось, что только зарубежные бренды являются массовыми. Но факт остается фактом — демократичная одежда сегмента fast-fashion у нас есть. И раздетыми мы ходить не будем. 

Признаться честно, этот материал зрел давно у меня в голове, да только особого повода не находилось. А тут раз — кризис, хоп, уходят марки, гардеробы шопоголиков пустеют — как быть? Но прежде давайте разберемся в некоторой терминологии. Что такое масс-маркет? Это продукция, рассчитанная на средний класс, у такой одежды средний уровень качества и более демократичные цены. С понятием масс-маркета тесно связан другой термин — fast-fashion, или быстрая мода, когда тренды меняются не раз в сезон (осень-зима и весна-лето), а несколько раз за сезон. Смысл этой модели в том, что благодаря конвейерному производству цена на товар ниже, покупательский поток огромный, а коллекции обновляются каждые 2-3 недели в зависимости от мощностей производства и креатива дизайнеров, работающих в компаниях. А способны ли наши на это? Я решила выделить топовые бренды, которые есть на слуху практически у каждого, рассказать о своем опыте носки этих вещей и концепции той или иной марки. Поэтому... Начинаем! 


Мое знакомство с отечественным масс-маркетом произошло в 2006 году, в городе Сочи, когда мама купила для меня первую фирменную вещь — это была трикотажная кофта с вырезом на спине голубого цвета. Марка — Sela. Живя в далекой Сибири, где в то время не было ни одного более менее приличного магазина, для меня это было сродни покупке автомобиля. Спустя пару лет магазины Sela открылись сначала в ближайшем Новокузнецке, а после и в Прокопьевске (попробуйте найти на карте мое родное сельпо), а спустя еще несколько лет, благодаря работе, я познакомилась с руководством марки и прекрасным отделом по связям с общественностью. Бренд был основан аж в 1991 году и является моим ровесником, а в начале нулевых был практически у всех на слуху и знаменит своей одеждой высокого качества и низкой ценой. У компании офисы находятся в России, где тоже есть свое небольшое производство, Китае, ну, сами понимаете почему, и Израиле, где находится креативный отдел и рождаются коллекции, которые потом поступают в магазины по всей нашей Родине. 

Первое время ассортимент ориентировался на базовые вещи, сейчас, по словам Эдуарда Остроброда, вице-президента Sela, компания ориентируется на молодежную аудиторию, которая любит все яркое и необычное, но при этом не хочет переплачивать. По собственному опыту могу сказать, что Sela производит качественные и практичные вещи, которые не разлезаются на нитки после первой стирки, а служат ГОДАМИ! Покупаю у них футболки, чаще — мужские, потому что принты у них обалденные! Мики Маус, тигр или волк с раскрытой пастью, панорамы Нью-Йорка — over-size + casual мое все! В женский отдел заглядываю крайне редко, потому что не хватает креатива и смелости в дизайне. Но надеюсь, что это исправят. 


Еще одна марка, с которой я познакомилась достаточно давно, — OGGI, теперь известная как Oodji. Петербуржцы, кстати. Возможно, именно после ребрендинга пошатнулось доверие к бренду. Если раньше это были небольшие магазины, поделенные за зоны basic и street-style fashion, то теперь торговые площади увеличились в три-четыре раза, качество снизилось до уровня ''одеть и не дышать, иначе порвется прямо на тебе'', цены близки к зарубежному масс-маркету. Раньше, когда за вещами от Oodji приходилось ездить в соседний город, я покупала себе костюмы в школу, где у нас был строгий дресс-код. Черные, синие, в клеточку, рябые, с бантом на талии и различными юбками — в складку, карандаш, расклешенную, с оборками и прочим. Разнообразие да и только. Для школьников и работников офиса самое то. На этом моя любовь к бренду и закончилась, когда я поступила в университет, сменила костюм на джинсы и свитера, а выйдя на работу отдала предпочтения элегантным платьям. Oodji хорош наличием различных линеек — женская, мужская, молодежная, детская одежда, для полных и худых, но слишком рябит в глазах. 

А вообще, чем больше сеть, тем сложней соблюдать стандарты. Когда работала в бизнес-журналистике, узнала, что компания Oodji позиционирует себя как чувствующая наблюдающая и подмечающая тенденции, дизайн-бюро марки находится в Париже, а вдохновением для компании (ранее носящей итальянское название ''Сегодня'') служит street-style. Как-то много каши, не находите? В заключении могу сказать, что выбор все-таки у Oodji есть, но чего-то модного и крутого, как у того же H&M, найти невозможно. А жаль. Ведь в дело замешан прекрасный и горячо любимый Париж...


Еще одно место, где я закупаюсь футболками, опять же мужскими, — O'stin. Бренду чуть больше 10 лет и образовался он под крылом компании Спортмастер. Трикотаж, безумно крутой и качественный трикотаж, не убиваемая верхняя одежда — вот так я могу охарактеризовать O'stin. У меня есть тренч и пальто этой марки, которым без малого 7 лет и выглядят они идеально. Главные ценности компании: простота, комфорт, универсальность и современность, то есть те качества, которым должна отвечать любая одежда. Марка предлагает мужскую женскую и молодежные линии одежды. Из ассортимента можно отметить хлопковые и льняные платья ярких цветов, которые можно носить летом. 


Про Savage все узнали из Дома-2 и активной рекламы с Ксенией Собчак. Потом была еще добрая куча кампаний с участием звезд. Сам ассортимент — городской casual с легкой примесью делового стиля. Честно, покупала вещи от Savage, когда бренд находился в зените славы —  во второй половине 2000-х. Майки, трикотаж, маленькие черные платья — единственные трофеи, которые можно вытащить из ассортимента магазинов. Однако это название гремело отовсюду и каждый хотел заполучить вещичку от Savage. Как утверждают эксперты, марка стала узнаваемой и одной из самых популярных в России только благодаря близости к многомиллионной аудитории зрителей, которые следили за ''лицами'' Savage. Сейчас в магазинах бренда, работающих по всей России, чаще можно найти что-то более менее стоящее из верхней одежды и базовые вещи типа джинсов, рубашек и летних сарафанов минималистского дизайна.


Если нужна одежда для занятий спортом (штаны, легинсы, шорты) за небольшие деньги или простые футболки, в которых можно спать — добро пожаловать в ТВОЁ. Базовый трикотаж и низкий ценовой порог (99 руб. за майку во время распродаж) — главный конек марки. Бывают, конечно, и платья, картиганы, свитшоты, а также интересные коллаборации, например, с Султаной Французовой, Евгений Гапчинской, Юлией Ефимовой, музыкантами из Мумий Тролль и Союзмультфильмом. Тут вам и котики, и супергерои, голливудские актеры, надписи и многое другое на футболках, которые можно носить с джинсами под жакетом. Но есть одно НО. Да, бренд известный, задумка интересная, но качество кроя и швов оставляет желать лучшего. Хотя... Что мы требуем за сто или двести рублей? Но если хочется какую-то смешную футболку с принтом Винни-Пуха или символом супермена, то можете найти это в ТВОЁ


Для девочек и любительниц чего-то кукольного — Kira Plastinina, бренд, который ''выстрелил'' в середине 2000-х. Успеху молодого дизайнера, начавшего свою карьеру не то в 15, не то в 14 лет, поспособствовало продвижение марки звездами-тяжеловесами. На презентацию коллекций Киры Пластининой приезжали Перис Хилтон, Николь Ричи, Линдси Лохан и другие селебрити. Их же снимали в рекламных кампаниях. Конечно, такие маркетинговые ходы обходились марке в кругленькие суммы, но успех был ошеломительный. Сейчас у бренда Kira Plastinina два направления — демократичная линейка для девушек от 15 до 25 лет и люксовая линия LUBLU Kira Plastinina, где цена платья не уступает Michael Kors или DKNY. Зато работы Киры носят не только на территории РФ и ближайшего зарубежья, но и в Европе и даже в Америке. 

Вещи Киры, как я говорила выше, больше подходят для тинейджеров, кто еще не определился со своим стилем, но уже хочет быть модным. Панк-рок? Джинсы и различные худи, футболки, жилетки и прочее. Романтичная барышня? Платья в цветочек, юбочки-тюльпаны, кофточки из гипюра — пожалуйста! В моем гардеробе от Kira Plastinina были балетки, бордовая блуза в стиле винтаж, а также пальто с укороченными рукавами, которое пользуется у меня особой любовью. Тепло, стильно, уютно. Так что и взрослые барышни, далекие от розовой ванили, вроде меня, могут найти что-то интересное для своего гардероба.


И конечно, нельзя обойти стороной гигантов рынка, лично по моему мнению, питерскую компанию Melon Fashion Group, история которой начинается еще в конце 19 века, со школы рукоделия для девочек. В 1926 году школа перепрофилировалась в производство — фабрику дамского платья. Потом было еще несколько реорганизаций, пока в конечном итоге предприятие не превратилось в закрытое акционерное общество ''Первомайская заря'', а после в Melon Fashion Group, которое сейчас развивает три бренда: be free, Zarina и Love Republic. И каждая марка отличается своими особенностями и подходами к аудитории. Кстати, важный пункт — все коллекции разрабатываются в Петербурге. 


Начну с be free, ведь именно с ним я познакомилась в 2008 году, когда купила свою первую блузку, что жива до сих пор. В интерьерах магазинов нравился тогда хипстерский антураж, ассортимент — от джинсов до платьев-футляров, ценник — средний (тысяча-полторы за платье, блузка семь сотен или около того). Когда be free только появился в Сибири, мой гардероб на 70% состоял из их одежды (до сих пор ношу 3 платья, пару блузок и юбку, которые купила в студенчестве), сейчас тоже заглядываю, люблю домашний трикотаж с забавными героями мультфильмов и черепами. Ассортимент за годы стал больше, площади магазинов увеличились, так что там, как и везде, приходится искать. 


Zarina больше подходит для состоявшихся дам, как поясняют в самой компании: «Zarina предлагает качественный, стилистически выдержанный образ современной жительницы мегаполиса». Тренчи, палантины, аксессуары (очки, сумки, ремни), платья для повседневной носки и деловых встреч, брюки со стрелками и футболки с причудливыми рисунками детей — все строго, но и не на грани офисного безумия. Кстати, Zarina есть чем гордиться — бренд участвует в московской неделе моды Mercedes Benz, а также в различных благотворительных акциях и коллаборациях со знаменитостями (Рената Литвинова и Наталья Водянова, как яркие примеры). Поэтому если для гардероба необходимо несколько нот классики, то это определенно Zarina. Например, в прошлом году купила у них очки cat-eye, а за год до этого — блузу в русском стиле и юбку-ретро. Качество на уровне, ничего вычурного, все как по королевскому протоколу. 


Последний и самый ''громкий'' бренд Melon Fashion GroupLove Republic, рекламные кампании которого снимают в Париже, Лос-Анджелесе, Карибах и других экзотичных и сладких местах на карте нашего земного шарика, а лицами марки были Наоми Кэмпбелл, ВИА ГРА, Николь Мейер, Ирина Шейк. Позиционируют они себя как ''наряды для вечерней моды'', подчеркивающие сексуальность и привлекательность женщин. Тут и платья в пол, короткие и очень короткие коктейльные платья, различные пальто и жакеты, расшитые и украшенные аксессуарами, широкий ассортимент сумок. И все ничего, звучит очень даже вкусно, но... копии сумок — главный минус марки, а еще некачественный материал (синтетика и плохой сатин, на который все липнет), учитывая, что чек в магазине выше среднего — цена платья может начинаться от 6 тысяч и выше. Честно, у меня есть только одно коктейльное платье Love Republic, другое, может, что-то и нравилось, но цена, лично на мой взгляд, не соответствует качеству. Хотя интересные экземпляры платьев попадаются. 


Еще одна любимая марка российских девушек — Incity. Платья, джинсы, жакеты, опять платья, нижнее белье, одежда plus-size, юбки, юбки, юбки, бижутерия, ах да, еще обувь! В общем, здесь есть все. Бренд Incity, основателем которого является компания ''Модный континент'', на рынке сравнительно недавно — с 2005 года, но за это время успел поработать с известными моделями и выпустить капсулу с Игорем Чапуриным. Стиль марки — городской casual, расслабленный и романтичный, в ауре которого витают легкие нотки ныне популярной небрежности. Лично у меня есть несколько платьев Incity, некоторым уже больше 7 лет. Не вытянулись, не порвались, форму не потеряли. Еще пижамы — мягкие и комфортные, особенно люблю серию с диснеевскими героями, ведь детство в попе еще никто не отменял. В целом, ассортимент марки обновляется каждую неделю, несколько интересных экземпляров — бывают. Но ведь это масс-маркет, здесь у всех так. 


Честно, в моем гардеробе нет ни одной вещи из Finn Flare, Concept Club, Gloria Jeans, Zolla и Baon, которые также являются массовыми на отечественном рынке. Первый бренд больше ориентирован на верхнюю одежду в спортивном стиле, второй — на подростков, третий для детей, четвертый немного скучноват и больше тяготеет к базовому гардеробу, пятый никогда не попадался на глаза. У кого был опыт ''общения'' с этими марками — поделитесь впечатлениями. 

А вообще, не стоит переживать по этому поводу — масс-маркет был, есть и будет всегда. Сейчас с рынка уходят те бренды, у которых малое количество торговых точек — около 20 магазинов, гиганты, вроде H&M и Zara не покинут Россию, ведь именно наша страна дает неплохой процент общих продаж. И кстати, можем ли мы делить масс-маркет на российский и зарубежный, если по сути в нашей стране нет своего производства (из-за отсуствия хороших тканей и заводов), а на фабриках Китая, Индии, Марокко и других дешевых странах шьют свой товар и шведский H&M, и российский бренд Sela, возможно даже на одном и том же станке, только в разное время?

Однако нельзя отрицать того факта, что в России есть свой масс-маркет, можно насчитать минимум 10 брендов, чьи магазины есть практически по всей стране. Кстати, заметили, что у всех марок английские названия, а не русские? Почему? Чтобы казаться иностранцами и добавить себе весу. Согласитесь, гораздо круче звучит «На мне жакет Incity и джинсы be free», чем «Я сегодня в платье от Маруси и с сумкой от Модной дыни»? Тоже интересная особенность. Но меня волнует другой вопрос — почему мы стали так волноваться, когда пошла волна слухов об уходе иностранных игроков с рынка? Первое и самое главное — у нас мало креатива, фантазии и качественного дизайна. Самое худшее, что периодически наши грешат ''копированием'' коллег. Заходя в магазины одного весьма известного петербургского бренда, я без проблем могу назвать марки, с которых был слизан дизайн представленных сумок. Dior, Celine, Michael Kors, Furla, Dolce&Gabbana, Hermes — и так из сезона в сезон. Это что-то вроде люкса для бедных, для тех, кто не может позволить себе купить настоящую сумку от французского или итальянского модного дома. Встречаясь с представителями российских компаний масс-маркета и разговаривая с их сотрудниками, я всегда спрашивала у них — зачем ''воровать'', когда можно придумать что-то простое, но свое? Ответ — не выгодно, затратно. Но с другой стороны... Чего переживать, будут на нас ватники или нет, вон, зашлем модных шпионов за бугор, они нам потом нашьют коллекции а-ля дольче, шанель-шинель и прочее. Но если откинуть шутки в сторону и подумать о будущем отечественной ''быстрой моды'', ее перспективах и путях развитиях, то... все возможно. Многие европейские марки существуют 60, а то и больше лет, они уже мастодонты, гиганты, а мы только начали развивать это направление, встаем на путь, так сказать. Думаю, если у нас в стране все-таки появится качественный ''контент'', то есть хорошая дизайнерская извилина, чистая совесть, рациональное ценообразование и качественный пошив, то гардеробы нашими пустыми никогда не будут. Ну... И шопинг в ASOS еще никто не отменял!

5 комментариев:

  1. Куртку из Finn Flare носила несколько лет и только этой зимой списала чисто за то, что морально "выросла" из нее - по описанию носить ее можно было смело до -5 градусов, несмотря на то, что она осенняя, но я таскала ее и в -10 с не очень теплым свитером и не мерзла.

    Из Concept Club у меня висит здоровское летнее платье в пол и, кажется, еще яркие летние шаровары типа "алладинов", или как их там. Последние неплохи, но чуток подрастянулись, хоть там ткань и простая, что-то вроде х/б.

    В Zolla брала пару блузок, одну еще на защиту диплома, в вторую в прошлом году. А, еще что-то х/б-шное брала, но оно так и висит в шкафу. Вроде неплохая одежда, но я ее носить не могу, почему-то. Кажусь себе какой-то неуклюжей и огромной в ней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо будет как-нибудь заглянуть в эти магазины, полюбопытствовать.

      Удалить
    2. Finn Flare больше спортивного типа одежда, там для активного отдыха можно что-то смотреть.
      В остальных магазинах нужно просто искать и мерить, потому что качество сейчас везде странное, боишься покупать. Вроде норм, а после первой же носки-стирки - тряпка. Печально как-то.

      Удалить
  2. Анонимный3 мая 2015 г., 02:16

    В be free заглянула в этом году впервые, но не нравится мне там: вещи там висят в большом количестве на одной вешалке, что затрудняет поиск нужно, выглядит одежда не очень, как будто из одного места вытащенная, качество ткани оставляет желать лучшего. Тем не менее, узрела я там платье-рубашку из довольно-таки легкой ткани и свободную. И я купила. На лето и весну само то. Во многих магазинах, за исключением Ostin, Oggi, на мне вещи не сидят - либо большие (а у меня относительно высокий рост - 172, тонкая талия, минимальный размер - 40-42, например, Savage, несмотря на то, что я прикупила себе там рубашечку, она свободная, все вещи мне большие), либо лекала неудачные - как в Love Republic или Zarina. В основном не сидит верх. Везде практически, за исключением трикотажных вещей. Поэтому в тот же Mango я заглядываю только за джинсами. Они там на мою попу прямо идеальные, а верх....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно, я сама уже боюсь масс-маркета. Потому что там огромное количество вещей из которого порой сложно что-либо стоящее найти. Даже раньше, лет пять-семь назад было проще - ассортимент не был таким огромным. И ни российские, ни европейские ритейлеры сегмента fast-fashion не соблюдают размерные нормы. Например, я ношу 42-44 размер, но иногда в Zara с трудом впихиваешь себя в 46, а после покупаешь платье 40-42. У российских брендов бывает аналогичная ситуация - несоответствие размерной линейки. Про качество вообще молчу. Сейчас все подняли ценник, а дизайн у вещей остался унылым, качество на отметке "ниже плинтуса".

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...