15 апреля, 2018

АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА THIRTY SECONDS TO MARS

Спустя пять долгих лет это свершилось — Thirty Seconds to Mars выпустили долгожданный альбом. Для группы процесс был сложным, для поклонников — мучительным. Все ждали с замиранием сердца, что приготовят те, кто умеет удивлять. 6 апреля свершилось чудо — миру явилась новая AMERICA, музыкальный эксперимент, замахнувшийся на славу Христофора Колумба. 


Если кто-то из друзей рассказывает вам известную байку или принцип работы камеры смартфона, то вы, вскинув бровью, отвечаете: «Тоже мне Америку открыл... Колумб, блин!». И не обидели, и козырнули известным выражением, ставшим фразеологизмом. Джаред Лето, видимо, воспринял эту фразу буквально, выпустив пятый студийный альбом под лаконичным названием AMERICA. Чем мотивировал свое решение? AMERICA — это то, чем люди живут сегодня, новая американская мечта. Старая набила оскомину. Новая получила накачанные мышцы, силикон, фэйстюн, Instagram и неограниченные возможности, которыми многие спешат воспользоваться. Америка — это мультикультурная страна с постоянно меняющимися тенденциями. Джаред просто поймал волну и поехал на ней в светлое будущее. Но стоило ли прогибаться под толпу и новое общество потребления, чтобы свернуть со своего пути, который пришлось прокладывать годы? 

Итак, что мы имеем? Один новый альбом AMERICA. 12 песен. Несколько арт-обложек со смыслами — ключевыми персонами Нового Света, лекарствами, позами в сексе, слухами, скандалами и проч. Прослушав альбом первый раз, возникает вопрос: а был ли мальчик? Точнее альтернативная рок-группа, которая рвала и метала? Если отбросить прошлый багаж в виде тяжеловесный первых трех альбомов и около попсовым, но все-таки роковым четвертым, пятый по всем фронтам уступает им по силе и наполненности. Попса попсовая возведенная в превосходную степень. 


Трек-лист составлен хаотично и не имеет логики: интро Monolith стоит практически посередине, начало Walk on water — трехминутка за здравие, концовка Rider — трагичная трехминутка за упокой. С одной стороны в AMERICA есть интрига, потому что все разбросано по принципу неожиданности, с другой — налицо отсутствие целостности. 

Когда в августе 2017-го представили первый сингл Walk on water он мало кому понравился — звучит совсем не по-марсовски. Но на Up in the air была аналогичная реакция. Послушали, прониклись, полюбили. Тут вроде опять зовут преодолевать препятствия, идти напролом и ходить по воде — ведь все возможно. По звуку — попахивает мощью и типично американской фильмоватостью — можно смело ставить в титры какого-нибудь фильма про супергероев. Электронные барабаны слышно — выдыхаем, Шеннон с нами. Гитара — под вопросом, как и участие Томо. Но Джареду, наверное, нравится. 

Подоспевший второй сингл Dangerous Night заставил напрячься — вот вообще иначе пацаны звучат. Экспериментируют — да, это хорошо. Но почему так сладко? Хоть и гитара объявилась. Да и барабаны не сдают позиций. Однако сокрушающего запала нет. Песня вроде рыбки гуппи — послушал разок, а через минут забыл. 


Ну а дальше градус ожидания пошел на спад, а разочарование старых фанатов поползло вверх.  Трек Rescue me смешал в себе что-то от Драконов и Тэйлов Свифт, замахнулась на святое — на внутренних демонов и силу противостояния. В общем, как мы любим. И текст-то неплох, но вот явные отголоски дружбы с ZEDD и Skrillex подлили ложку дегтя в музыкальную канву — от такой истории ждешь мощи, бури, гитарно-барабанной анархии, а по факту — клубняк с завыванием о спасении и исцелении. Джаред и раньше грешил подобными мольбами. Вспомнить хотя бы неизданную Save me или песню-антагониста Savior. Там и голос, и музыка давали понять — сладко никому не будет. А тут... Попсовый SOS спасти самого себя из того, что создал сам — липкого ничего. 

В период маринования слушателя удивила лишь One track mind. Тягучая, ненавязчивая, в чем-то расслабляющая, но с порохом — вставками с гитарами, электронными битами и рэпчиком от A$AP Rocky. Несмотря на предупреждения старых марсоманов, что трек так себе, лично мне зашло хорошо. Во-первых, неожиданно, во-вторых, цепляющий текст и интересная музыкальная подача. И можно ставить твердую пять если бы не строчка про «слышал, до Марса всего 30 секунд...» Как говорится, спасибо, кэп. Рэпчик уровня ''звезда района'' заставил эшелон старой гвардии плакать горькими слезами. 

А дальше полный альбом. Если кратко — неоднозначное впечатление. Хитов и бессмерток в нем нет. Несмотря на громкие темы текстов и биты. На фоне конкурентов все теряется и стирается вместе с конвейерным потоком, куда запрыгнули Марсы. 


Дуэт с некой Холзи Love is a madness — собрание штампов, где двое выясняют отношения. Один там Джастин Бибер предпенсионного возраста, а другая — Селена Гомез, но помоложе. Получилось так себе. Запихнули все "самое лучшее" и получили лжехит, который хочется скорее переключить или запихнуть как саундтрек в новую версию Need for speed. Все-таки странный у Джареда способ молодиться...

Great wide open и Live like a dream звучат ритмично и спокойно, можно сказать, приятно для слуха. Для медитации — огонь! Главное тут другое — обе песни продолжают тему, заданную еще в CTTE и Do or die. Тут и хор, и лозунги, и даже немного барабанов с гитарами. Но тема настолько заезжанная, что хочется сказать Джареду: «Дядь, мы поняли, что мечтать и сердце открывать — зашибись. Но, может, стоит обновить программу мотивации?» Мало того, что Лето снова заводит шарманку про освобождение и сыпет рефренами, так он еще вплел давно забытое. Нет, ясно понятно, что новое — это хорошо забытое старое, но зачем так явно ''вдохновляться'' Where the streets have no name, собственным кавером на U2, перепетым на MTV Unplugged в 2011-м? В общем, обе песни хороши для того, чтобы завести толпу и дать им возможность петь вместо солиста. 

Пусть Джаред и продолжает вытягивать из себя философские и в чем-то чернушные тексты, все они теряются на общем фоне творчества Thirty Seconds to Mars. Dawn will rise, несмотря на "измениться или умереть", "приди и убей меня" и другие общие фразы с одинаковым контекстом уже не наводят холод и страх. Они текут сами по себе, музыка — отдельным ручьем. Тут намешали французский, звучавший в Night of the hunter, и этно-мотивы из Pyres Of Varanasi, да присыпали все сверху электроникой, битами, звуками сирены. Получился по итогу полный винегрет. Да и голос Джареда звучит как-то совсем бездушно и безучастно. До конца слушать тошно. Хочется переключить. 


Ладно, альбом не так плох, как может показаться. Лично мне отлично зашли Monolith, Remedy, Hail to the victor и Rider. Первая — потому что там есть стержень, сокрушительный звук и мощнецкие барабаны. Вторая мой фаворит, потому что ее поет Шеннон. И только. Это само по себе явление неожиданное, почти как явление Христа народу, учитывая частые пропажи старшего Лето. Но эта извинительная затычка выглядит абсолютно отстраненной и совсем не в контексте альбома. Просто сладкий для девичьих уш голос под гитару — хорошо под костер в ночном лесу. Сюжет — классика. Брат переживает за брата и клянется ему, что разыщет лекарство. В качестве самостоятельного сингла — пожалуйста. Но такую лирику лучше оставить для семейных вечеров и маминых скупых слез. Я все понимаю, что у Лето полная любовь и взаимопонимание, да и L-490 никто не отменял... Но, ребят... Тут налицо "родственные связи". Даже с продюсером спать не пришлось. Песня прекрасная, нежная, легкая, но совсем не торкающая. 

Hail to the victor рождена стать лучшей. В ней мощь, в ней посыл, в ней крутая музыка и все самое "жирное", что можно придумать. Даже хлопки, чтобы заводить толпу. И при всем этом песня... сырая. Да, в нее напихано множество современных примочек. Да, она круто звучит. Но если повести до ума? На проигрыше после припева не пищащий звук и ''о-о-уо'' давать, а гитарный риф, чтобы стекла и сердца разлетались вдребезги... Тут, как говорится, мнение автора песни может не совпадать с мнением единичного эшелоновца. В принципе, слушать можно. 

И только Rider, финал альбома — красивый реверанс в сторону самих себя. Это поднятие со дна своей темной сущности, максимальное погружение в пучину эмоций и игра на струнах нервных окончаний... Эта песня страшная. На полном серьзе. Когда я впервые услышала ее в записи с концерта в Базеле, то несколько минут сидела в оцепенении — как же это ВАУ! Здесь и новый звук, и новая сторона голоса Джареда, и емкий текст про темное и светлое... А проигрыш настолько массивный и душераздирающий, что можно смело писать отказную от своего же пасквиля. Единственная песня, за которую можно простить буквально все.


Но если подводить общий итог, альбом AMERICA получился откровенно никаким. Он удивил, но не с приятной стороны. Он стал абсолютно полярным. Вообще вне вселенной красной планеты. И если отбросить все прошлые пластинки, рассматривая пятую как самостоятельный проект братьев Лето, — а от Томо там ничего нет, — то можно поставить пять за дух авантюризма и свежий, современный звук. Но как эшелоновец старой закалки, я говорю, что это не то пальто. Раньше при первых аккордах хотелось бежать, мечтать, летать. Услышав призыв к войне, к бою за свою свободу, я готова была практически в одних трусах бежать и драться, только бы делать это в армии единомышленников. Но магия растворилась. Несмотря на громкие лозунги, на новую войнушку меня да и большинство других поклонников уже не заманишь. То ли мы устали от исканий себя, то ли просто разбаловались, то ли просто поставили планку, до которой самим артистам уже не допрыгнуть. 

Больше, наверное, разочаровал ''Универсальный словарь Джареда Лето''. Ведь последние три альбома — откровенное эксплуатирование фраз типа мечтай, освободи меня, клянусь Богом, я дьявол, любовь, ночь, молитва, обещание и прочее. Люди добрые, подарите мальчику новый словарь! Эта игра слов не то что достала, она потеряла свою прелесть. В них нет больше силы и веры. 


А еще в новом альбоме нет драйва. Если включая старые песни и выступления до сих славливаешь табун мурашек, а нутро готово отделиться от тела для свершения великих дел, то новую AMERICA можно слушать фоном или автомобиле, скучая в пробке. Ну не цепляет он внимание и сердце, не цепляет! Гимны на преодоление себя закончились. 

Который день я пытаюсь найти этому всему оправдание. Наверное, изменились времена, альтернатива не в зените, да и раньше было проще харшевать, сейчас хочется спокойствия... Еще и голос у Джареда уже не тот... Но ведь и раньше как-то удавалось адекватно миксовать лирику и крики, акустику и электронику. Неужели навигатор сбился? И виноваты во всем мы, фанаты? Что наши ожидания не оправдались. И мы просто зажрались. Ведь нельзя же штамповать одинаковую музыку! Но Queen как-то удавалось быть верными себе. Nirvana всегда били по струнам и выигрывали. Даже тот же Джастин Тимберлейк из года в год звучит по-тимберлейковски и каждый раз круто. В AMERICA Джаред Лето и Ко ограничились красивой оболочкой и пафосными словами, отказавшись от громких гитарных рифов, сокрушительных барабанов и синтезатора в пользу быстро тухнущих трендов. Музыка стала скучной, клишированной и до безобразия банальной. Штампированные тексты песен отправляются тем же вагоном. По сути, Марсы представили альбом, который подойдет для саундтрека к любому американскому фильму. И они заработают на этом деньги. А еще тепер можно не возить тонны оборудования и платить персоналу. Достаточно поставить на сцену бумбокс, пнуть его в нужный момент и начать петь — толпа все схавает и не заметит, как пропал Милишевич. Не только со всех радаров, но и с промо-баннеров. Наверное, уже закрыл обходной лист и нашел новое место работы. Там, где можно будет применить свои таланты. А не следовать наставлениям диктатора с бородой и патлами. 


Старый Марс умер. Нет той группы, которая толкала меня на подвиги и страховала в страшные моменты. И это не я одна выросла. Просто время такое... Есть эпоха ДО и есть ПОСЛЕ. Единственный плюс альбома AMERICA в том, что он — зеркало современности. Марсам настолько точно удалось отразить настроение и содержание Нового Света в XXI веке, что вывод напрашивается сам — мы все просрали. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...