Первые строки из письма Татьяны к Онегину записаны в моей голове перманентным маркером — в чем-то наивная и трагичная история любви, навязанная школьной программой, навсегда оставила след в черствой филологичной душе — любить надо осторожно. Сюжет с многовековой выдержкой, кажется, никогда не может быть воспринят иначе. Когда о любви поют, когда скрытые темы показаны обнаженным нервом, когда во имя любви можно заключить сделку с нечистой силой — это контемпорари-мюзикл "Демон Онегина".
Как только не пытались переложить самую известную историю Пушкина: переносили в современность и возвращались в прошлое, ставили пьесы, снимали кино и сериалы, а в 2015 году петербургский Мьюзик-Холл представил мюзикл ''Онегин''. И было много споров: уж больно вольная авторская интерпретация, еще и персонажи какие-то странные появились. Во второй половине 2016 года мюзикл сменил название и стал ''Демоном Онегина'', интригуя и заранее настраивая зрителя на дополнительные вопросы. Но по факту это одна из самых мощных работ, которая пробуждает сильнейшую волну чувств: от ненависти до сострадания, от улыбки до слез. Посетив показ мюзикла и пережив маленькое потрясение, готова назвать пять причин, почему посещение Мьюзик-Холла должно быть включено в обязательную программу каждого заядлого театрала.
Причина 1: Новая жизнь произведения Пушкина
Звучит банально-банально, но факт — известный сюжет, рассказанный песней и хореографией, воспринимается иначе, а герои открываются совершенно с другой стороны. Старик Онегин открывает постановку, и его жизнь, видевшая балы, тщеславие, веселье и любовные страдания, начинается с того самого момента, когда дядя, деревня и роковая встреча — все то, что изменит его судьбу навсегда. Стихотворная легкость Александра Пушкина отлично легла на музыку Петра Чайковского и композиторов Антона Танонова и Глеба Матвейчука, а видение конфликта продюсера Ирины Афанасьевой и режиссера Софьи Стрейзант буквально завораживает с первых минут: ты до последнего надеешься, что, быть может, у создателей нашлась смелость изменить сюжет гения русской литературы и закончить все хэппи эндом.
Уроки литературы, стандарты которой не менялись со времен Советского Союза, вживили в извилины одну единственную мысль — не совершайте, дети, ошибок. Роман в стихах, ставший энциклопедией народной жизни, на сцене становится жестокой драмой с кровоточащим сердцем, обнаженным нервом и усиленной религиозностью и эротичностью. На что, кажется, вообще не обращали внимания никогда. Авторы мюзикла с ювелирной точностью показали молитвы и метания религиозного человека, его ночные кошмары с нечистью из русского фольклора, а также моменты желания и страсти, вспыхивающие между персонажами. И даже короткая сцена обнажения главной героини носит в себе символический характер — она другому отдана, а он так ее желает...
Линейный сюжет сломан. Его выстроили так, чтобы напомнить яркие моменты романа зрителям и героям. Паузы, размышления, ретроспектива и ускорение — несколько сломанных судеб прожиты на сцене, спеты с надрывом, заканчиваясь на очень грустной ноте.
Причина 2: Костюмы
Любой эстет отметит пышность нарядов Татьяны, строгость, но историческую точность сюртуков Онегина и Ленского, а также аристократичный внешний вид остальных героев событий и массовки. Каждый костюм продуман до мелочей и создает единую картину эпохи, когда девушки выглядели невероятно женственно и утонченно, а мужчины могли похвастаться статностью и выправкой.
Костюмы для мюзикла созданы художницей Анной Назурковой совместно с компанией ''Возрождение'' и дизайнером Игорем Гуляевым. Его рука очень чувствуется в женских образах: обилие деталей, правильные акценты на фигуре, дороговизна и статусность. А платья, кажется, точь-в-точь повторяют те модели, которые дизайнер каждый сезон показывает в своих коллекциях. Его ода женственности, заключенная в силуэте, раскрывается, подобно цветку, с каждым новым платьем Татьяны, а поэтому Онегин просто не мог не влюбиться в прекрасную деву.
Платья и меховые муфты, плащи и цилиндры и прочие детали мужского и женского туалетаов выглядят на сцене невероятно гармонично и не вызывают никаких нареканий с точки зрения моды 19 века. Скорее просыпается желание либо жить в той эпохе, либо стать обладателем подобного наряда.
Причина 3: Декорации
Есть только ограниченное пространство — сцена. Как воплотить на ней декорации всех сцен, описанные великим поэтом? Продюсерская компания Makers Lab создала уникальный трансформер, который не только позволяет менять обстановку, но и заводить круговорот историй: с центре сцены установлена круглая платформа с несколькими уровнями, которая при вращении создает момент пролетающих мимо событий и героев, разрывая в финале последние ниточки, связывающие их друг с другом. То быстро, то медленно, но всегда очень красиво и аллегорично с точки зрения шкатулки, подаренной Онегиным Татьяне на День Рождения. Весь сюжет — воспоминания сходящего с ума старика, который хотел бы забыть, но не может, ведь роковое событие заключено в коробку и будет воспроизводиться снова и снова, давя на болевые точки.
Еще один немаловажный участник оформления сцены — трехмерные компьютерные декорации, оживляющие происходящее вокруг: вот дом Онегина, а это комната Татьяны, место дуэли, церковь, парадные залы и лечебница, где заканчивается история оставленного. Ветер и искусственный снег добавляют холода: они остужают пыл чувств героини, приводят в чувства Онегина после дуэли с Ленским и включают зрителя в повествование, когда падающие снежинки делают тебя соучастником событий. Если кратко — это просто очень красиво.
Причина 4: Другая Татьяна
Опрос показал: Татьяна весьма спорный персонаж. У одних она вызывает жалость, у других отвращение — кто ж так сильно влюбляется, а? Да и вообще, что уникального в том, что некая юная и не зрелая девушка влюбляется в мужчину? Типичная девочка. Но у Ирины Афанасьевой и Софьи Стрейзант история обретает другой смысл: Татьяна Ларина сама убила свою любовь.
Культурный мотив договора с демоническими силами, широко известный со Средневековья и ярко показанный Гёте в ''Фаусте'', где главный герой заключает сделку с Мефистофелем, проявляется и в судьбе Татьяны, которая в начале мюзикла появляется в Доме скорби и, горько раскаиваясь, признается, что это была не ее жизнь, не ее мужчина, не ее дети — другой был предназначен ей, другой — её Онегин. Та духовная любовь, которую Татьяна пронесла в себе все эти годы, одновременно тяготила и слепила. Но то семя сомнения, посеянное в ней, и слова, брошенные, казалось, на ветер, в пустоту, сыграли с ней злую шутку. Хочешь другую жизнь? Посмотри на свою еще раз, вспомни все. Увидели оба. И Онегин, и Татьяна. Первый в очередной раз понял, каким был дураком, вторая признает, что она прожила правильную жизнь, свою жизнь. Онегин умирает. Умирает и любовь Татьяны к нему. Она свободна.
Причина 5. Демон
Говорят, это альтер-эго. Другие считают темным помощником и кукловодом. В канве событий и героев мюзикла появляется безмолвный некто: у него острые черты лица и коварная улыбка, он мертвецки бледен и... опасен. Он — Демон.
Многие пришли в негодование, когда, увидев мюзикл, узнали о новом герое — нечистой силе, вмешивающейся в повествование. Кто он, зачем он, для чего он? Да он и есть вершитель судеб, шаловливый Демон, который то хочет помочь Татьяне, просившей у него помощи, и предотвратить дуэль Онегина с Ленским, то напоминает ''обо всем хорошем'' главному герою и выпивает последние капли жизни, освобождая от мук и страданий. Пасквили на тему неуважения создателей к Пушкину и его великому произведению не принимаются. В творчестве великого поэта образ падшего ангела занимал одну из центральных ролей, а его стихотворение ''Демон'' периода южной ссылки — черновая глава из романа, которая не вошла в финальную версию. Поэтому, если можно так сказать, режиссер и постановщики воссоздали литературную справедливость и вставили между двумя страдающими героями дух отрицания, дух сомнения.
У Демона нет слов. Его по сути вообще нет. Он — видение, он — субстанция, но его существо обволакивает героев, буквально управляет ими, как марионетками, и вершит их судьбы. Сергей Худяков, исполнитель роли Демона, своей невероятной пластикой и мимикой заставляет верить в инфернальные силы своего героя, вмешавшегося в конфликт, демонстрируя свои чувства к Татьяне и Онегину. Его присутствия никто не видит, но ощущает каждый: Ольга, которая получает удары дьявольскими плетьми за свое неподчинение, няня, исполняющая песню про чертенка, Татьяна, потому что от мыслей о письме Онегину перед ней появляется листок, Онегин, который молит о пощаде не повторять слова секундантов с дуэли. Этот герой нужен этой истории, чтобы придать ей остроты.
Особенно красив сон Татьяны. В новой версии исчез канонический медведь, а вместе с ним застолье нечисти, зато появилась очень яркая и волнующая сцена с полуобнаженным Демоном, соблазняющим Татьяну. Это насколько чувственно и запретно, так эротично, что искушению хочется отдаться и никогда не сожалеть об этом. Хотя... Это лучше один раз увидеть, чем писать об этом и толики не передающие всей страсти слова.
Контемпорари-мюзикл "Демон Онегина" многие считают противоречивым и в чем-то совсем далеким от канона. Но лично на мой вкус — это одна из самых лучших постановок о трагичной истории любви, которая когда-то казалась такой поверхностной и банальной — кто не влюблялся не в того? В мюзикле же показана драма во всей свой красе с душераздирающими ариями, когда в буквальном смысле трудно сдержать слезы восхищения. И если будет шанс, обязательно пойду еще раз. Потому что это безумно красиво. Думаю, Александр Сергеевич мог бы гордиться своими современниками и нашей любовью к его бессмертной работе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий