10 октября, 2015

ОККУПАЦИЯ HURTS, ИЛИ КАРАМЕЛЬНЫЕ ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ

Шедевр рождается в страдании. Любовь живет в изгнании. А что бывает, когда ты чувствуешь привкус счастья, смешанный с успехом, востребованностью и желанием охватить весь мир? 


В 2009-м они буквально ''выстрелили'' с песней Wonderful life, а после записали дебютный альбом Happiness, который по сути своей и содержанию далеко не про счастье, влюбивший в себя романтиков и обладателей тонкой душевной организации. Британский дуэт HURTS, известный своим образом безупречных джентельменов с зализанными волосами и в отглаженных костюмах, окруженный ореолом загадочности и темными тонами, решил выйти за рамки и сменить такт, выпустив третий альбом за шестилетнюю карьеру на сцене. Surrender — призыв сдаться, отдаться в плен ритма. Чем закончилось долгое ожидание и премьера 9 октября

Когда в мае вышел первый клип на песню Some kind of heaven, я молила вселенную отрезать мне уши и проклинала музыкантов за откровенную попсятину, потому что трек показался никаким. Не в их стиле, слишком сладко, звук не грубый, перебор с электроникой, нет шарма. Что за too-too-too?! Что за хор? Что за эффекты? Тео, Адам, вы там совсем окочурились в своей Британии? Ау, мальчики, собрались и выдали шедевр! Ситуацию в корне исправил второй сингл Rolling stone и внеальбомная S.O.S. — это был своеобразный аванс, который заставил сделать предзаказ альбома и начать отсчитывать дни до премьеры. Потому что в первой четко ощущались отголоски безумно любимой пластинки Exile, а во второй — Happiness. Наверное, полностью мою оборону сломил клип на новую композицию Lights — мощно, круто, не в их стиле, но вау! Тут-то я не только начала ждать альбом, но и задумалась о том, что было бы неплохо сходить на концерт и послушать группу живьем, учитывая, что единственная возможность увидеть их в уже далеком 2012 году не увенчалась успехом, а после они к нам как-то и не рвались (фестиваль ''Субботник'' не в счет). И название новой пластинки, как оказалось, совсем не простое — призвали сдаться, ну, пришлось, собственно, и сдаться. 


Профильные и не очень, модные и заумные издания анонсировали грядущий альбом как ''тринадцать новых меланхоличных, драматичных, разрывающих душу и в общем-то идеальных для холодных осенних вечеров песен'', внушая потребителю и поклоннику, что его ждет продолжение хождений по мукам, да и носовые платочки было бы не плохо прикупить — смахивать скупую слезу и жалеть солиста. Но что вышло на самом деле? Под покровом ночи, когда альбом стал доступным, HURTS доказали, что они уже совсем не те мальчики, и те ожидания, которые на них возложили, не имеют ничего общего с тем, что в итоге получилось. 

Surrender — это не те HURTS, не та группа, которую все привыкли слушать в классическом их восприятии. Чопорные британцы бунтуют: Тео пробует и открывает новые грани своего голоса, Адам экспериментирует со звучанием, а помогают им в этом безобразии продюсеры Стюарт Прайс, Ариэль Рехтшайд, Джонас Квант и Кальвин Харрис. Это как тот самый вопрос-головоломка: надолго ли хватит у ребят терпения быть лаковыми джентельменами в костюмах? Пусть последние и остались сценическим образом, но звучание стало совсем иным, теперь это новые HURTS

Альбом начинается с короткого intro — Surrender, представляющей собой мощный женский госпел, и тот самый призыв сдаться. Сегодня это весьма модная штука — короткое музыкальное введение, которое задает настроение всего альбома. Из лирики в альбоме только Wish, пронзительная баллада о любви, и Perfect timing с саксофоном и нежным женским голосом на заднем фоне, остальное — зажигательные песни о той же любви и расставании, о желании и возвращении. Наиболее сильные композиции — пробирающая до дрожи Rolling stone, погружающая в вакуум Slow, завораживающая своей тонкостью исполнения Weight of the world, заводящая Notnight will be bigger than us — они монолиты альбома, делают его наиболее сильным. Госпел, открывающий Surrender, многократно используется и в других песнях. Этот жанр, возникший еще в 19 веке и используемый в духовно-христианских целях (если кто смотрел американские фильмы, видел, как там поют в церкви — это и есть госпел), в интерпретации HURTS звучит как полифония, делающая песни более увесистыми и объемными. 


Музыкальные критики пишут, что Кальвин Харрис и Стюарт Прайс в пластинке Surrender адаптировали музыку 80-х, которая была базисом HURTS, в современные реалии, добавив больше звука, объема и электроники, напрочь убив живой звук. Да, если судить по инспирейшену, новый альбом навеян именно композициями 80-90-х, когда королями сцены были Depeche Mode, Queen, Michael Jackson, Massive attack и другие. По собственному восприятию и ощущнию могу сказать, что в Surrender чувствуется именно эпоха 90-х, времена ритма и танца. Только теперь это переосмыслено и осовременено. Но в чем проблема? Прогресс не стоит на месте, а у каждого порядочного музыканта есть правило — делать не то, что было раньше, а открывать новые грани. 

Больше рефрена, чем глубоких слов, слишком поверхностно, фальшивый фальцет, никчемный хор — сколько гнева со стороны поклонников обрушилось на дуэт, стоило послушать новый альбом. Но такая реакция, кажется, вполне закономерна и применима к каждому исполнителю. В излишнем опопсении обвиняли Thirty Seconds to Mars за третий и четвертый альбомы, жесткой критике подвергался даже сам Майкл Джексон, хотя его гений был признан еще при жизни, а песни из всех эпох нынче одинаково любимы. Мы, поклонники, слушатели, всегда слишком многое ожиданием и загоняем артистов в рамки. Да, мы их основные потребители и приносим им деньги, но разве суть исполнителя не в том, чтобы удивлять нас каждый раз? 


Музыка HURTS, полюбившаяся за глубину, насыщенность и загадочность, к третьему альбому стала сладкой, как сахарная вата, с которой возникают ассоциации при виде обложки нового альбома. Американизировались, карамелизировались, уйдя в поп. Это как эффект попкорна: сначала есть блестящее зернышко, такое маленькое, твердое, с секретом внутри, а потом припекает и оно взрывается — бац — появилась воздушная, объемная, ажурная кукуруза, покрытая карамелью. Не произошел ли такой же эффект с HURTS? Два лощеных британских джентельмена, попавших под влияние Запада, немного сменили путь? Сразу после выхода третьей пластинки музыкальные ресурсы запестрили сообщениями, что HURTS вышли за пределы манчестерского гетто, то есть направления синти-поп, которое, по сути они возродили своими первыми альбомами, полностью перейдя на сторону поп-мейстрима. Они не оправдали ожидания своих поклонников — слишком попсово, пропал их стиль и шарм, который ''брал''. Стали очень коммерческими. Тео и Адам задрали слишком высокую планку, которую сами не в силах теперь преодолеть. Шквал негодования выплеснулся в пространство всемирной сети, когда ночью 9-го октября Surrender появился в доступе на iTunes. Нет больше чувства, тексты стали блеклыми, нет прежней глубины. Бред. Если обратиться к первоисточнику, то есть самим исполнителям, в их интервью часто можно услышать, что название группы склоняет к тому, что они пишут эмоциональную (hurts — англ.) и электронную (hertz — нем.) музыку. Есть ли эти составляющие в Surrender? Музыка не эмоциональная? Да вы шутите? Она не просто пропитана чувствами автора и исполнителя, она гипнотизирует слушающего — а разве вам не хочется танцевать под ритмичные треки с последней пластинки? И кто сказал, что нужна постоянная депрессия? Посмотрите на эволюцию HURTS: первый альбом — страдание, второй альбом — поиск истины, разгадка сущности бытия, третий — радость и наслаждение. Музыканты расширяют свои навыки, возможности и масштабы, пробуют себя в новом. Ведь, как показывает практика, если долго засиживаться в одном амплуа, то вскоре это может приесться зрителю, а show must go on. Поэтому в голове возникает когнитивный диссонанс от высказывания коллеги-журналиста из Rolling Stone, что HURTS со своей глянцевой меланхолией выглядят старомодными. Так они остались прежними? Или изменили себе? Осовременились и опопсели или, как и прежде, ''ноют'' о любви и никчемности существования? Во-первых, ребята возродили забытый синти-поп, а их образ джентельменов пришелся по вкусу искушенной публике, привыкшей к эпатажу и раздолью. Во-вторых, они далеко не старомодны и по определению не могут ими быть, коль попали под влияние мейнстрима, если оперировать доводами, приведенными в материале. Я думаю, HURTS не изменили себе, они просто добавили новое звучание и вышли на новый уровень, вот и все. 


Все творчество HURTS лично для меня началось с отрицания — из первого альбома приглянулась только парочка песен, второй тоже по началу очень тяжело пошел, хотя заставил изрядно поломать голову, третий и вовсе вызвал отвращение с первого сингла. Но все изменилось. При вдумчивом прослушивании, желательно в наушниках и изолированной комнате, альбом играет другими нотами и мозг уже не противится новому материалу. Мне кажется, каждая пластинка — определенный период жизни. Как в жизни музыкантов, так и в наших собственных. Захотелось меланхолии — слушайте Happiness, забравшись на подоконник, захватив чашечку чего-нибудь горячего. У вас мрачное настроение — добавьте огонька с Exile. Хотите послать все лесом, оторваться на несколько минут от реальности и просто забыть обо всем — включайте Surrender и позвольте своему телу раскрепоститься, открыться новым ощущениям и познать себя. Я безумно люблю первую пластинку за ее пронзительность и горькое чувство любви. Я безумно люблю второй альбом, потому что он настолько темный, загадочный и мрачный, что практически все песни нагоняют страх, но зажигают внутри огонь любопытства — что скрыто за всем этим? Я уже безумно люблю последнюю пластинку, потому что эти двое ребят не дали мне упасть в осеннюю хандру и депрессию, а заставили трясти своей пятой точкой и думать, что все, черт возьми, не так уж и плохо. 


Сначала нужно сломаться, чтобы потом стать счастливым. У HURTS получилось все именно так. Весьма красноречиво говорит об этом новая песня Wingsты поймаешь меня, если я упаду, обними меня, мой сломанный дух! И пусть все опять смешалось в одной пластинке — и любовь, и потайные желания с грязными фантазиями, основной мыслью, нитью, объединяющей все тринадцать композиций, стала вера, помогающая выдержать любые испытания и обрести себя. Думаете, откуда столько госпела — пропитанного духовностью и поднимающего дух? А посему вопрос — не вернулись ли мы к истокам? Never give up, it's such a wonderful life? Ребята, расслабитесь и выдохните. Тео и Адам в строю, просто они хотят, чтобы мы меньше грустили и впадали в меланхолию, а чаще пританцовывали, заслышав их новые песни. Ведь жизнь прекрасна, несмотря ни на что.

2 комментария:

  1. Я их тоже люблю! Ты, как всегда, великолепна в своем изложении и стиле. ЛАВ (^_^)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Они бомбические! До сих пор помню, как увидела и услышала их первый раз - это была любовь с первого аккорда! И наконец-то я их услышу! Ура-ура! :) Мечты сбываются, когда ты сам себе Газпром! P.S. Спасибо, ты всегда меян перехваливаешь!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...