25 октября, 2014

СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ: СОКРОВИЩА ЕГИПЕТСКИХ ПЕСКОВ

Там где солнце за морем встает, пряча бессмертия дары, а воздух пропитан парами многовековой пыли, бушующие волны главной реки манят своими мертвыми объятиями очередную жертву, а крик птиц, скрежет саркофагов и ритуальный гонг сеткой мурашек пробегают по коже... Никакие гаджеты и современные технологии не спасут пропавшую душу в зыбучих песках пустыни... Здесь царствуют Боги с головами животных и золотых одеяниях... Это другой мир, другая история, другая вселенная... Это Древний Египет.


Будучи маленькой девочкой я могла часами рассматривать книги с картинками египетских иероглифов и читать взахлеб различные мифы про Амона Ра, Нифертити, Онубиса и других Богах и фараонах Древнего Египта. Документальные фильмы, книги о пирамидах и мумиях будоражили мое детское сознание — это действительно было увлекательно. В своих далеких мечтах я хотела оказаться в Гизе и Каире, чтобы собственными глазами увидеть то, что на страницах энциклопедий и учебников рассказывало о многовековой истории древнейшей цивилизации. В идеале — отправиться в научно-исследовательскую экспедицию, чтобы открыть что-то новое, соприкоснуться с прошлой эрой. Вроде кажется, что детские мечты на то и детские — они быстро возникают и так же быстро сгорают, но идея о покорении Египта жила во мне долгое время. Правда, поездкой в эту страну никого уже не удивишь — это вам не Париж и даже не Хельсинки, это какой-то там Египет, куда все едут плавать в море, отжигать на дискотеках при отеле и жить по принципу ''все включено''. К сожалению, весь шарм и загадочность этого места испарились, как вода на палящем солнце, — люди туда едут не за историей, они едут отдыхать. Когда я сидела в аэропорту ''Шереметьево'', все мои мысли были заняты одним — моей детской мечтой, которая должна была в ближайшие несколько часов стать реальностью...

Тюлений отдых, как я называю ''валякание'' на пляже под солнышком у моря, — не мой отдых. Мне нужно что-то активно исследовать, постоянно находиться на ногах, щупать окружающие меня детали, думать о том и этом, погружаться в атмосферу истории. Поэтому весь отпуск в стране песков и пирамид я провела за компьютером: отчасти из-за работы, а еще поиска оптимального маршрута для программы ''Руссо-туристо ищут приключения на пятую точку''. Из-за небезопасной обстановки в Каире путь в долину пирамид был закрыт, оставался один вариант — поездка в город Луксор, жемчужину Египта, где сосредоточена наибольшая часть древнейшей архитектуры. 

«Будет жарко, ты не выспишься, тебя облапают местные мужчины, будет очень-очень жарко и ты проклянешь тот день, когда решилась на это безумие!» - паниковал мой мозг, когда я собирала вещи для поездки. Шляпа, платок, солнцезащитный крем, фотоаппарат, телефон (надо же потом оперативно загрузить снимки в Instagram!) и желание скорей все увидеть — к путешествию года готова! Мозг, заткнись, ты потом еще благодарить за такие виды будешь! 


Благо, жару я переношу нормально, хотя, как человек Сибири, с геном вечно мерзнущего йети в крови, колючее солнечное покрывало Египта заставило к концу дня закутаться в платок с ног до головы, чтобы хоть как-то сберечь свою кожу от ожога. А еще всю дорогу чувствовала себя ослом из ''Шрека'': «Мы приехали? Так приехали или нет? А скоро? Приехали? А сейчас приехали?» То ли сказалась моя нелюбовь к общественному транспорту на колесах, то ли мне так сильно хотелось увидеть что-то настоящее, историческое, эпохальное и вау-вау вызывающее. Думаю, последний вариант верен. В тот момент, когда плеер успел проиграть все четыре альбома моей любимой группы, нас попросили оторвать свои пятые точки от сидений, включать фотоаппараты и следовать за гидом. То, что я увидела в следующий момент, кажется, никогда не сотрется из моей памяти — бескрайняя желто-золотая пустыня с множеством барханов, редкие верблюжьи колючки, контрастирующие ярко-зеленые пальмы и... величественный Храм Хатхор, богини любви, нежности и веселья. Это строение считается одним из самых молодых — его строительство приходится на 1 век н.э., а начало его существованию дала Клеопатра. Издалека храм кажется небольшим, ну, размером с ангар. Но дорога по парку Тимта, пересечение главных, царских ворот, на вершине которых красуются иероглифы и распахнутые крылья непонятного животного или насекомого, заставили заблуждения в моей голове признать свою слепоту и кривой глазомер — размеры храма не вместятся ни в одно слово... Он огромный! А рядом — каменные саркофаги, убежища, бассейн Клеопатры (больше похожий углубление в земле с большим количеством ступенек) и скульптуры божков низкого ранга. Колонны с ''наконечниками'' в виде головы Хатхор с выбитыми глазами (христиане, пришедшие на землю, избавлялись от языческих скульптур, о чем говорят затертые и будто бы исцарапанные стены внутри храма) и похожее на шкатулку помещение манят — хочется скорей войти внутрь. Там же мурашки вновь начинают паясничать: во-первых, от прохлады, ибо после 40-градусной жары такие перепады температур это большой стресс, а во-вторых, от тех рисунков, которые расположились на стенах, колоннах и потолках. Грязно-горчичные стены с черными, белыми и ярко-голубыми красками, которые рассказывают историю фараонов и египетского народа. Что самое главное — краска оригинальная, это не чудо реставрации, а особая технология, которая не потеряла свои свойства многие века спустя. Это невероятно, но несколько столетий храм был похоронен под песками, которые, словно спасительное покрывало, сохранили древнее наследие от разрушений и затоплений для потомков. 


Пока гид рассказывал об истории этого места (а я, как известно, не очень люблю их), мои руки жаждали разврата — тактильные ощущения от соприкосновения с древностью дают невероятный оргазм вихрь эмоций и повод для повышения самообразования. Выбитые фигурки фараонов ''в профиль'', священный жук скарабей, лодки, солнце, женщины и роды... Мне  до сих пор сложно принять, что этим стенам больше двух тысяч лет, но это факт, такой же неоспоримый, что меня зовут Юлианна, и никак иначе. 

- Кто хочет провести всю группу по лестнице на второй, ритуальный этаж? - как бы невзначай кинул гид, оглядывая нашу группу. - Правда, это должен быть самый храбрый человек, ибо никто не знает, какие опасности могут встретиться на пути!

Давай сто баксов, я в деле! Пока наш русскоговорящий египтянин рассказывал байки для запугивания руссо туристо, отчего многие нервно сглотнули и попятились назад, я, почти как горьковский Данко, вызвалась идти впереди планеты всей. Ступенька, ступенька, еще одна ступенька и сверху пара десятков ступенек... Глаза, привыкшие к легкому сумраку, начинают щуриться — мы на крыше. Здесь расположены святилища солнечного диска, откуда шло исчисление египетского нового года, а также место поклонения Осирису, бога жизни и смерти, властелина бессмертия с анкхом в руках — кельтским крестом, символом вечной жизни. Здесь решалось, когда какое время года наступало — осень, зима, лето или весна. 

- Ну что, не испугалась? - спросил меня гид, пока я занималась историческим рукоблудием — наглаживала колонны святилища солнца. 

- А должна? - удивленно поинтересовалась я, продолжая заниматься насилием каменного сооружения.

- Как тебя зовут? - любопытствовал мужчина. Ответив, я получила не менее странный ответ: - В твоем имени много воды и силы коршунов. Парить будешь.

Вот как вы думаете, что произошло в моей голове после этой фразы? Трактовать мне, естественно, никто ничего не собирался. В общем, ничего не знаю, я вода и коршун! 

Пока моя ураганная голова занималась разгадыванием головоломки про египетские иероглифы и значение моего имени, туристы атаковали святилище солнца, чтобы пожелать семьи, благополучия, детишек побольше, здоровья женского, ну и мужского, да чтоб мир, любовь и вечный кайф у всех был. Не знаю, байка ли это для наивных приезжих, а может, и правда, но прислонив свою больную спину к солнечной колонне, попросила Хатхор послать мне крутого мужа. Желательно рокера. С длинными волосами и омбре. Чтоб татухи у него были. И глаза голубые. Короче, наводочку на жертву оставила. 


Храм Хатхор находится в пригороде Кена, до Луксора нас разделяла еще добрая сотня километров и мои размышления относительно того, куда мы едем. Это загадочное место поделено на две части: ''Город живых'' и ''Город мертвых''. Спокойствие, только спокойствие! Не надо думать, что в одной части живут тысячелетние мумии, которые окучивают почву для бананов и фиников, а во второй — живые и здравствующие египтяне. Луксор поделил на части Нил — в первой части расположены основные достопримечательности и жилой центр, на другой части — некрополи Долины знати, то есть погребальные дома фараонов. 

Начинаем с ''Города живых'', а именно с Карнакского храма. На минутку — общая площадь комплекса, в состав которого входят несколько храмов и сооружений, — 30 га. Всегда мечтала в жару прогуляться по такому полю! Итак… Встречают туристов и любопытствующих аллея бараноголовых сфинксов — стражники духов, обитающих здесь. Некоторые еще называют этот отрезок Священным Путем. Дальше — владыка каменного дома — огромный колосс фараона Рамзеса II с женой Нифертари у подножия. Именно он расширил комплекс, придал тот вид, который мы видим сейчас. И конечно, главная достопримечательность карнакского комплекса — центральная колоннада и зал Кариотид с величественными фигурами фараонов во главе. По виду колонны напоминают геральдический тросник, почитаемый в Египте. На каждой выбиты различные сюжеты сражений и жизненные этапы царей страны песков. В глубине комплекса располагается Священное озеро, служившее для различных ритуальных процессий. Сейчас оно заполнено и напоминает райский оазис — пальмы, водичка, солнышко... 


- Не хватает крокодилов... - вслух подумала я. - Туристов распугивать. Ну, для атмосферности. 

Кто-то нервно засмеялся, кто-то округлил глаза, а гид посмотрел на меня гневным взглядом — вот ее точно крокодилам скормить надо. 

Кстати, про жука скарабея, который буквально на всех стенах и сувенирах нарисован: в Египте это священное насекомое, приближенное к Богам и обладающее созидательной силой и возможностью возрождения жизни, так как он может проделывать путь солнца. А еще это первое СМИ — на крыльях жука Боги отправляли свои послания. Поэтому в Карнаке скарабею установлен небольшой памятник — жук сидит на каменной колонне и смотрит на бегающих вокруг туристов. Согласно традиции, любой желающий должен обойти семь кругов против часовой стрелки, на каждом загадывая самое сокровенное желание. «Чтобы у меня... А потом еще вот это... И достигнуть того-то... Получить…» По-моему, я обошла, нет, пробежала марафон вокруг скарабея на все 77 кругов — а что, желаний много, да и спортом мало занимаюсь, так что отличная альтернатива совмещения приятного с полезным. 


Когда все разбрелись по комплексу, условившись встретиться на выходе через час, ну, у тех самых бараноголовых сфинксов, меня охватило смешанное чувство страха (боялась заблудиться на 30 Га) и восхищения. Наполовину разрушенные здания, обломки колонн, безрукие или безголовые статуи мертвых фараонов... Это необычно — вообразив себя Индианой Джонсом в шортах и шляпе, я полезла исследовать развалины. Взобравшись на постамент, где стоит остроконечный обелиск, а где-то неподалеку лежит аналогичный, я вспомнила, что на входе есть еще один, но у него был брат-близнец, которого нынче нет. И где он? Память говорит мне, что он находится в Париже, на площади Согласия, видимый моими глазами и ощупанный моими руками. Этот обелиск был подарен египетским правителем Мехмет Али в 19 веке французскому правительству. Только там, в Париже, он весь лощеный, блестящий, отделанный золотом, а здесь... Все старинное, такое необычное — с духом времени, историей, даже в сколах есть какая-то прелесть. Еще одно историческое воспоминание, всплывшее в моей голое во время прогулки, — Сфинксы на Университетской набережной. Их родина — Луксор, именно здесь их нашли во время раскопок, а после выставили на продажу, а наши быстренько их купили. Изначально они были желтыми, как и все скульптуры Египта. Насквозь пропитанные солнечными лучами, сейчас же, прожив в Петербурге без малого почти три века, сфинксы стали серыми и холодными, под стать местному климату. Они еще и большие любители почудить: ведь раньше они были охранниками покоя фараона Аменхотепа III, да и  при транспортировке пытались всячески противостоять своему ''переезду'', тот падая, то теряя кусочки бороды или других ''аксессуаров'', и сейчас нет-нет, да пошалят.  Анализируя происходящее, мне в голову пришла идея о триаде: я живу в Санкт-Петербурге, была в Париже, а после — в Египте, соединив воедино все впечатления, истории и объекты древности. В который раз убеждаюсь, что путешествия — отличный способ стимулировать свой мозг изучать историю и загадки прошлого. К черту тюлений отпуск! Интересней всего узнать и увидеть то, что было сделано задолго до нас, современных людей!


Словно выполняя тайный ритуал, в ''Город мертвых'' нас переправляли на лодке через великий, ужасный и опасный Нил, ту самую реку, о которой ходят легенды, что из космоса напоминает цветущий цветок лотоса, а еще ее называют главным источником Египта. Говорю сразу, крокодилов нет. Что меня расстроило: акул, значит, в море тоже нет, людей за филе они не кусают, так еще и крокодилов всех перевели! Ну что за сервис? Это ваше ''Все включено''?! А если серьезно, то Нил произвел на меня впечатление... никакое. Он ужасно грязный, от него жутко пахнет, на поверхности плавают различные отходы, трупы животных (лично видела мертвую корову, надеюсь, это не жертва Богам), купающихся-моющихся людей и хозяек, стирающих белье. Конечно, виды гор и пальм приводят в восторг — все как с картинок в журналах про путешествия, но само содержание, состояние ''потасканности'' реки наводит тоску. Нил, ты величественен и жалок. Прости. Нева, я верна тебе.


''Город мертвых'', как и ''Город живых'', живет своей обычной жизнью — бедностью и грязью. Удивительно, как в процветающем на туристическом бизнесе уголке может существовать такая контрастная нищета. Однако мы направляемся в долину некрополей — в окнах мелькали различные храмы, где находились захоронения знати (хотя я так мечтала увидеть местные пирамиды, но увы и ах — облом). В недавнем прошлом во время раскопок археологи нашли коридор сфинксов, соединяющий Карнак и храм Хатшепсут. Говорят, если подняться на вершину этого храма, можно увидеть весь Луксор, а еще тот самый остроконечный обелиск, венчающий карнакский комплекс. Сейчас ведутся активные раскопки аллеи сфинксов, общая длина которой несколько километров. Часть из них удалось узреть лично. Правда, ребенку, ну, то есть мне, не дали совочек с ведерком и не разрешили принять участие в раскопках. Хотя, думаю, после этого мне запретили бы выезд во все страны и обвинили в вандализме. 

Наша первая остановка в ''Городе мертвых''колоссы Мемнона. Кстати, высота дядек — 18 метров. Ничего такие, прям модели. Но возвращаясь к истории… Ранее здесь находился поминальный храм Аментотепа, и две статуи охранников выполнены по образу и подобию правителя Аментотепа III. Его масштабы огромны — в сумме культовый центр воспевания великого фараона составлял 35 га. Но из-за природных неурядиц и близости с Нилом храм практически исчез с лица земли, остались только два колосса. Из-за постоянных наводнений часть основания размылась, а из-за землетрясения в начале I столетия Северный Мемнон треснул и чудом не развалился на части. После этого пошли легенды, что статуя ''поет'' по утрам — когда в долине дует ветер, можно услышать легкий шум, напоминающий если не пение, то дыхание старины, а может, какую-то языческую молитву. В пустые стоял мертвый штиль, я ничего не услышала. Да и не утро это было… Но самое главное — именно с Северным чуваком нельзя фотографироваться и вставать к нему спиной. Уж не знаю, какое ждет наказание за это, какой гнев Богов обрушиться на бедную туристическую голову, но мой фотограф на все правила приличия забил и сфотографировал меня как полагается — с двумя статуями и моей довольной моськой. 


Финал нашего жаркого путешествия — храм Хатшепсут, супруги Бога Солнца, женщины-фараона Египта, представляющий собой гармонию архитектурного комплекса. Трехуровневое здание, высеченное из горы, маячевшее на горизонте, говорило о том, что придется хорошенько поджарить голову и все открытые конечности — нам предстояло взобраться на его вершину по долине ступенек, общее число которых я даже не хочу вспоминать. А солнце, между прочим, находилось в зените — мы попали в самое пекло. Пожалуй, в этот момент я горько пожалела, что у меня нет прекрасного черного костюма а-ля Жади (привет, я смотрю Клон по вечерам), чтобы с ног до головы укутаться в скрывающую от солнца одежду. 

Строительство храма происходило во времена правления Хатшепсут (девушка была не промах: захватила власть, отправив в отставку законного наследника рода), и изначально строение носило название Джесер Джесеру, то есть священный из священных. Все три уровня, каждая терраса — этап жизни владычицы египетской. На вершине — хранители покоя колоссы-статуи и усыпальница фараона, огороженная цепью — вход туда воспрещен. Кстати, нам, жителям 21 века, крупно повезло, что этот храм остался живым, практически в первозданном виде. После смены власти, когда на трон взошел Тутмос III, законный правитель Древнего Египта, новый фараон приказал уничтожить все постройки Хатшепсут, в том числе и скальный храм. Большинство скульптур были разрушены, что-то было поглощено песками. И только некоторые время спустя археологам удалось вытащить похороненные под многовековой пылью части храма, а после — восстановить былое. Этот аспект истории заставляет задуматься о том, что неизвестно, сколько еще древностей находится под зыбучей землей, золотым песком Египта, ведь, как показывает история, он не только забирает чьи-то жизни, но и прячет сокровенное от варваров для будущего поколения. 


Больше всего поражает внутренняя стенопись: разноцветные рисунки из жизни Богов, царей, военные сражения и этапы правления фараонов... Сложно поверить, что этому уже тысячи лет! Задумайтесь, мы визжим как ненормальные, когда находим на блошином рынке винтажную сумочку или держим в руках экспонат с аукциона личных вещей знаменитости — вот это да, — а здесь все настолько древнее, пережившее многое, сложное и страшное, что легкая дрожь пробивает внутри — мир действительно очень стар, он многое повидал... 


Возвращаясь в тюлений рай, то есть в гостиницу, всю дорогу я думала об увиденном. Древнеегипетская цивилизация поражает разум — прошли тысячелетия, а эти сооружения все еще живы. Как невероятно красивы их наскальные иероглифы и вся культура в целом! Но главное — это то поле, которое можно и нужно исследовать. Стать эдаким Индианой Джонсом, вооружиться лопаткой, ломиком, кисточками и уйти в археологический загул. Да, бедность и арабская наглость портит впечатление о Египте, как, впрочем, и пьяные туристы, но сама история одного из древнейших государств не может оставить неравнодушным Мне безумно хочется вернуться обратно, добраться до Гизы, чтобы увидеть знаменитые пирамиды и таинственного сфинкса, прикоснуться к еще одной всемирной ценности. Боже, как же это прекрасно — исследовать такой большой и интересный мир... 


«Каждая маленькая девочка мечтает о большой любви…» Хорошо помню слова этой старой и дурацкой песенки Наташи Королевой, которую мы пели с девчонкам во дворе летними вечерами, сидя на лавочке. Я выросла, но та маленькая девочка, которая, быть может, тогда еще не мечтала об отношениях, а больше о любви к прекрасному, исполнила одно из самых своих заветных желаний — она побывала там, о чем раньше читала только в книжках. Так может, не стоит забывать о своих детских фантазиях и воплощать их в более зрелом возрасте? Незабываемый восторг, ни с чем не сравнимый, обеспечен. Проверено на себе. 

Кстати, я вроде мечтала в пятом классе побывать в Афинах и примерить тогу и гиматий… Хм, а это идея...

2 комментария:

  1. Замечательный пост!)))и фотографии просто отличные))
    http://anastasiasaade2014.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Люблю путешествия. О них так интересно всегда рассказывать, делиться с другими своими эмоциями.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...