03 августа, 2015

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОВИНЦИАЛКИ

Контроль — мое второе имя. Выбрать правильное время, построить структуру, делать все заранее и вовремя, следовать графику и все держать под... контролем. Но иногда судьба, гордо носящая звание великой юмористки, подкидывает пару-тройку шуток, которые заставляют тебя поднять лапки кверху и признать: «Окей, дорогуша, твоя взяла!» Мне пришлось в срочном порядке вернуться в родные края. За один день купить билеты, собрать чемодан и покончить с работой. Потом многочасовой перелет, ожидание ближайшего междугороднего автобуса и еще шесть часов в пути. Дом... Родная деревня... Что изменилось и как изменилась я за эти два года? 


В 2013-м, когда родные провожали меня в Петербург, я клялась и божилась, что больше никогда не вернусь в маленький городок Прокопьевск, вот ни при каких условиях, хоть ты калачом, хоть чем-то другим большим и материальным мани — не вернусь и все тут. Стану взрослой и независимой теткой! Год спустя, жалела об этих словах. Потом не получалось приехать, чтобы увидеть семью, и довольствоваться короткими визитами маман в культурную столицу, водя ее по музеям. Да и цена на билеты особо не радовала — выложи ползарплаты и лети в глушь, не нравится — заплати в два раза меньше и лезь через окно в Европу. По иронии судьбы 1 августа питерский сноб, то есть я собственной персоной, оказался в жемчужине Кузбасса, шахтерском городке и моей родной земле. Ну приветики!

Самолет приземляется на полчаса раньше, на часах 5.30 утра — из терпкого, как старый коньяк, заката мы прилетели в режущий глаза рассвет. Спускаюсь с трапа — воздух в Сибири совсем другой, не спертый, не плотный, а какой-то легкий, теплый, как парное молоко, и очень... деревенский. Пахнет сеном. Совсем другая атмосфера и люди, совсем другое все. С одной стороны это даже круто, ведь мне так нужно отключиться от городской суеты и привести мозги в порядок. Отправляясь в эту незапланированную поездку, больше всего я боялась воспоминаний, мощную волну чувств к былому, что это все могло уничтожить меня и заставить лить горькие слезы. Но... я ехала по знакомым улочкам и проспектам, проезжала мимо новых домов и старых хрущевок, вдоль аллеи и центрального фонтана — никаких эмоций не вызывало у меня это зрелище. Выйдя из такси и увидев свой двор, в голове тараканы прицыкнули: «Все как прежде, как два с чем-то года назад...» Весьма большой срок, но было ощущение, что я никуда не уезжала, что не было жизни и борьбы в Питере. Плохо это или хорошо, я еще не поняла, но этот внезапный камбэк вышел каким-то унылым: город хоть и пытается быть цветным, однако выглядит при этом по-клоунски не смешным, дороги разрушены, товарная выкладка в магазинах никакая, крупные ритейлеры ушли из этой глуши, и хоть какой-то фэшн покинул жителей шахтерского городка, объявления тут все еще пишутся от руки, а вывески некоторых магазинов готовы посостязаться со мной в споре ''кто тут старше будет''. Никакого прогресса. Есть только точка, на которой все замерло. 


Пережив джетлег и проспав двое суток, вышла погулять по городу. Еще никогда не ловила на себе таких необъяснимых взглядов. Для них, для жителей этого города я — чужачка, инопланетянка. Носить платье с кроссовками — девочка, ты ваще вкуса не имеешь, да? Что за лухари! Иметь дорогую сумку — чё, на Красном рынке фэйк купила? Быть приветливым — порок. Как-то грустно и обидно: люди здесь не живут, а существуют. Есть какая-то своя ограниченная ойкумена со своими правилами, внутреннее сообщество, отрицающее другую жизнь. По пути из Новосибирска я разговорилась с попутчицей, женщиной в возрасте. «Интересно, какими целями живут жители маленьких городов?» - спросила она. Я пожала плечами и ответила: «Наверное, просто жить». Мы с ней долго говорили о Питере, Москве, людях, жизни за рубежом, Прокопьевске и Новосибирске, опять о людях и желании бороться. После моей истории об учебе, переезде, работе, творчестве и планах на бущущее попутчица склонилась ко мне, взяла за руку и сказала: «У тебя есть внутренний стержень, а еще свой путь. Будь собой, ты добьешься многого! О таких, как ты, надо книги писать!» Щеки мои налились пурпуром, внутри все разожглось пылающим костром — когда страдаешь заниженной самооценкой, такие слова будто бы выводят из летаргической дремоты. Неужели я, девочка из деревни, заслуживаю все это? Или я действительно герой на фоне остальных? Ну, если только тёлка со стальными яйцами на каблуках и сменными кроссовками в сумке. А так… Впереди еще много работы.


Когда в Питере говорю людям, что я вроде как не местная, а приезжая, все с ухмылкой спрашивают, мол, москвичка, наверное. И видели бы шок в их глазах, когда признаюсь, что из провинции буду, причем довольно таки глухой. Удивительно только, как мне удалось облапошить крылатое выражение: и из деревни уехала, и деревня из меня ушла. Хотя, прочитав тут недавно текст злобного автора, который жжот и прыскает ядом, на сайте Cosmo, стало смешно — как любят люди причесывать всех под одну гребенку и думать, что если ты из провинции, ну, типа Фроси Бурлаковой или доярки из Хацапетовки, то смеяться над тобой можно без остановки. И одеваемся не так, и красимся, ведем себя по-деревенски, дико хотим замуж и деньги храним в трусах. Враки все это, товарищи, враки! Если человек захочет стать частью чего-то большого, он применит гибкость и мудрость, а еще включит актерский талант, чтобы влиться в поток. И изменится. Но при этом не нужно терять своей индивидуальности. Да, приехав сейчас на родину, я понимаю, что отличаюсь от жителей этого города, что в их глазах я сноб и эдакая зажравшаяся дива: и одеваюсь странно, говорю манерно, веду себя не хабалисто, а... воспитанно, чего у многих здесь не наблюдается, какой радар ты тут ни включай, но это не делает меня плохой, я просто другая, та, которая не побоялась перемен. Большие города меняют людей. Знаю тех, кого в лучшую сторону, и тех, кого в худшую. Закончив с променадом по прокопьевским улицам, поняла, что стала для этого города чужой. Мой дом там, в Питере. Здесь есть только семья и наши 60 с чем-то квадратных метров, на которых существует любовь. Ах да, еще баян друзей, которые устроили грандиозную деревенскую вечеринку в честь нашего с другом возвращения. В такие моменты радуешься, что ты из деревни, и можешь позволить себе немного сумасшествий и чисто провинциальных развлечений. 


Этот пост — крик души. Сейчас у меня происходят серьезные перемены. Судьба дала мне шанс, который я не имею права упустить. Я решила стать умнее, мудрее, взрослее, серьезнее. Отфильтровать лишнее. Почистить голову. А еще вернуться в прошлое, чтобы оттуда посмотреть на то, чего мне удалось достичь. Смотрю вот у подножия годы на вершины — высоко, но не так много для того, кто хочет большего. Главное — не терять человечности. Быть личностью. И оставить в себе немного провинциальной наивности, чтобы жизнь была какой-то особенной и удивительной. Ну что, звезда Кузбасса и Нижнего Барзаса, выпустила пар и теперь готова двигаться дальше. Прокопа, просыпайся и живи! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...