17 апреля, 2014

ЭТО РОК, ДЕТКА, ИЛИ МАГИЯ КОНЦЕРТНОЙ ФОТОГРАФИИ


Когда я была маленькой, мне всегда было интересно, что это за красный свет горит на кухне и почему меня туда не пускает мама. «Не мешай проявлять снимки!» - говорила она. В те годы фотография для меня стала своего рода волшебством — сначала ты «чикаешь» все на камеру, потом закрываешься в комнате и колдуешь, после получается карточка с твоим изображением. Несмотря на возможности современной техники, — цифровые камеры, карманные принтеры, передача фото по WiFi, — для меня фотография навсегда останется маленьким чудом. Посетив персональную выставку музыкального фотографа Гисберта Ханекроота ''Поп-кумиры и рок-идолы 70-х. От АББЫ до ЗАППЫ'', во мне вновь вспыхнули воспоминания детства и осознание того, что фотография — это чудо. 

Голландец Гисберт Ханекроот — самоучка фотограф, который, взяв однажды камеру в руки, твердо решил стать настоящим профи, исполнить свою мечту и делать не просто «карточки с лицами», а через снимок передавать личность. Он стал музыкальным фотографом — ловил самые яркие и сочные моменты выступлений, снимал интервью с музыкантами. Расцвет его творчества приходится на 70-е годы, в те самые «сливки», когда в мире царил настоящий, сто процентный рок. В его объектив попали АВВА, юный Майкл Джексон, Элтон Джон, Мик Джаггер, Кит Ричардс, Джон Леннон, Боб Марли, Девид Боуи... Боже, этот список можно продолжать бесконечно! Все самое лучшее было в его руках, в его глазах, в его фотографическом мире. 


Известный факт, что музыканты, да и прочие люди, не очень-то любят общаться с прессой, скажем за это спасибо сарафанному радио и придуманному «все журналисты — плохие, пишут исключительно гадости!» Поэтому зачастую на страницах глянцевых журналов мы видим постановочную, перефотошопленную фотографию кумира, которая не несет никакой энергии, чувств и смысла. Он делает свою работу, он в образе, зачем ему выкладываться и показывать себя настоящего? Глядя на работы Гисберта тебя пробивает разряд тока — в этом взгляде, позе, положению рук ты читаешь личность, видишь его «без купюр», он расслаблен и такой же как ты — обычный человек, без публичной маски. Такие снимки невероятно ценны. 

Элтон Джон
Джон Леннон и Йоко Оно
Оказавшись на выставке фотографа в лофт-проекте Этажи, я переходила от одной фотографии к другой, вглядывалась в каждый кадр, читала таблички, отмечая про себя — как же это интимно... Перед тобой полотно. Метр на полтора, какие-то чуть больше, какие-то чуть меньше, у меня плохой глазомер. В кадре Нил Янг, лежащий на кушетке после концерта, или Элтон Джон, изучающий документы. И сразу возникает ощущение, что ты не картинку разглядываешь, а будто сам становишься участником тайного действа, ассистентом Гисберта. Или следом появляется Боб Марли, закидывающий назад голову в музыкальном экстазе, Тина Тернер, зажигающая на сцене, кадр, ради которого фотографу пришлось лежать на полу, - в этот момент ты слышишь рев толпы, киловатты звука, в коленях чувствуется легкая дрожь... В каждом таком кадре присутствует невероятная энергия. Это не просто пойманный удачный момент, в каждом снимке есть жизнь. 

Майкл Джексон
АВВА
На персональной выставке Гисберта Ханекроота ''От АББЫ до ЗАППЫ'' выставлено около сотни его работ, вошедших в одноименную книгу-фотоальбом, вышедшую в 2008 году. Что мне особо понравилось — у каждого снимка есть своя история. Через призму собственного восприятия автор рассказывает, как ему удалось поймать тот или иной кадр. Иногда это были откровения, удивление или легкий сарказм: Майлз Дэвис хоть и присутствовал на интервью, но фотограф чувствовал его замкнутость, возможно, это все наркотики, оттуда эта «капсула»; или выступление Эрика Клептона — по мнению Гисберта, музыкант немного халтурил на сцене, не особо выкладывался, ну, он тоже. Именно читая эти «записки на полях» проникаешь атмосферой, историей кадра, чувствуешь самого автора и его мысли, переживания, теории. Наверное, если зрителю удается поймать и прочувствовать это, значит, художник попал в цель — зацепил человека, стоящего напротив одного из твоих воспоминаний. 

Почему я вспомнила о таинстве и волшебстве ''приготовления'' фотографии, своем детстве? Возможно, потому, что для меня фотоискусство до сих пор остается чем-то сакральным и особенным. Глядя на работы Гисберта, я видела каждый пиксель, клеточку и пору фотографии: местами битое изображение, немного размытое, множество маленьких черно-белых квадратиков... Здесь нет компьютерной обработки и фотошопа, специально выстроенного света и оттопыренных губ. На этик кадрах запечатлена история настоящего рока — Rolling Stones, KISS, The Police, ABBA, Элтон Джон, Майкл Джексон, Джо Кокер... У Гисберта тогда не было возможности сделать правильный снимок или неправильный, посмотреть его на экране видоискателя и сменить режим. Он фотографировал так, как видел и «чувствовал» момент. Поэтому я воспринимаю это как маленькое чудо, дошедшее до нас, современных меломанов. Правда, обидно одно — большинство артистов могут быть неизвестными для поколения 21 века. Кто эти люди? Что они здесь делают? Их место давно в утиле! Я слушаю Джастина Бибера, следую музыкальной моде! Пропавшие люди... Но если родители привили тебе вкус к хорошей музыке, ты знаешь, в каком году Элтон Джон стал лицом Pepsi, а Майкл Джексон пел со своими братьями в ансамбле Jacksons 5, то тебе срочно нужно посетить выставку ''От АББЫ до ЗАППЫ'' в лофт-проекте Этажи, которая работает в Петербурге до 3 мая 2014 г. Если в этом мире есть пособие по изучению рок-культуры, расцвет которой пришелся на 70-е, то лучшего учебника, чем работы Гисберта Ханекроота, просто не придумать! Проверено и рекомендовано к просмотру и изучению!

1 комментарий:

  1. Я теперь бегаю в агонии по потолку. как хочу на эту выставку! И как я могла так бездарно пропустить ее? Вообще же ничего не слышала о ней :(

    Очень люблю все эти старые фотографии, сделанные на пленку, они действительно какие-то волшебные и очень, очень атмосферные!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...