21 декабря, 2016

ДИСЛЕКСИЯ: КОРИТЬ СЕБЯ ИЛИ ПОМИЛОВАТЬ?

Иногда как сядешь за ноутбук — и понеслась. Строчишь, как пораженная грозовой стрелой Зевса, так вдохновенно, что из-под пальцев дым столбом. Слова льются бесконечным потоком, только и успевай поймать мысль, ты весь в огне и тексте, где-то в параллельной вселенной. А потом бац — опечатка, ошибка, импульсы на пост дежурных санитаров и ты уже готов к госпитализации, ведь таким безграмотным не место среди людей. Лично ты ставишь себе диагноз ''тупенькая'', а специалисты — ''дислексия''.


Вчера в метро меня кинуло в жар. Нет, простуда и болезни не частые мои посетители, у меня с ними разговор короткий: «Чего пришли? Работаем мы, некогда болеть!» Меня взволновало то, что я увидела на экране своего мобильного. Фоточки себя, фоточки любимого города, фоточки с моими акварельными рисунками и посты, посты, посты... А в подписях к ним — раз опечатка, два опечатка, вместо "где" - ''мне'', а "три часа" внезапно превратились в "при часа". Суровый и беспощадный самобичеватель злобно выдохнул и вспомнил волосатый мэм на тему, что терпеть такое не надо. Я же в очередной раз прикрыла свои наглые глаза фэйспалмом и решилась на важное — написать этот пост, чтобы рассказать, почему это происходит, откуда приходят ошибки и как с этим справиться. Дисклексия, входи! Обнажай свое существо, мы начинаем препарирование! 

Кира Найтли не умеет читать и писать — бугага! Представляете, Том Круз, Энтони Хопкинс, Орландо Блум и Квентин Тарантино тоже далеко не ушли. Ха-ха, что за бред? Актеры, стоящие перед камерой, и двух слов связать не могут? Глупости и пиар! Да-да! Встречая подобные истории на страницах глянца или на просторах интернета, воспринимаешь эту информацию с насмешкой — разве такое возможно? Оказывается, возможно. Этот процесс неконтролируемый. Он неосознанный. Но он происходит. Твой мозг просто заточен немного иначе. Это не то что страшно, больше странно, ведь ты не отстаешь в развитии, просто твои извилины повернуты немного в другую сторону. 


Осознание конфликта с действительностью пришло ко мне лет в двадцать, когда на занятиях по технике речи я встала, чтобы выполнить задание — упражнение для укрепления силы голоса,— и не смогла вымолвить и слова. Смотрела на текст и не могла его прочитать, хоть понимала, о чем он.

- Юля, почему ты молчишь? 

Я лишь отрицательно мотала головой — не могу. 

Признать свою слабость на глазах группы — ха-ха, как смешно! В самой конкурентной среде, где журналисты готовы убить тебя невидимым топором за неправильно поставленное ударение или неверно расставленные знаки препинания, не принято демонстрировать свои недостатки. Акулы не надкусывают, они проглатывают человеченку, довольствуясь собой. 

Преподавателю все-таки пришлось признаться — надо же было оправдать свое молчаливое поведение. 

- Знаете, мне иногда тяжело прочитать элементарное слово. Я могу долго смотреть на него, понимать, что это, о чем идет речь, но произнести я это не могу. Будто в моей голове отрубают тумблер, гасят свет и мозг не может прочитать то, что видят глаза. Путаница с цифрами — это нормально. Сказали номер заканчивается на 86, я записываю 68. Иногда я пишу задом наперед. Как? Ну, была собака, а стала акабос или алобака. Почему это происходит? Может, я просто тупенькая? 

Исповедь так себе — мало драмы, что ли. Зато честно, как есть. Преподаватель зачет, конечно, не поставил, но немного полюбопытствовал, мол, как давно, известны ли причины, это банальное стеснение или все-таки немного того, ну, на грани аномальности. После откровенного тет-а-тета и встал вопрос: а не дислексия ли у тебя? Так, это что за зверь? Из какого леса вышел? Гугл, не молчи, дай ответ! 


По определениям научных талмудов и медицинских трудов великих светил, дислексия — нарушение процесса чтения, а по соседству с ней дамочка дисграфия — нарушение письма. Ученые и психологи объясняют эти нарушения особенностями строения мозга, затрудняющими процесс соотношения звуков и букв, письма и речи. Говорят, в мире от 5% до 15% людей с дислексией и дисграфией. Оказаться в числе вундеркиндов куда приятней, но и с таким диагнозом жить можно. 

Если покопаться в воспоминаниях, то началось это все в детстве. Обучение меня алфавиту и чтению для моей мамы казалось хождением по мукам: ведь когда ты не можешь вспомнить, какая буква идет за А, и после из угла уверенно декламируя, что это М, это ставило под большой вопрос мое зачисление в престижную гимназию. Техника чтения в начальных классах казалась страшнейшим испытанием, и поход к стоматологу был более приятным, нежели пытка книжками, пляшущими буквами и суровым учителем с таймером в руке. Белый и всегда противно пахнущий корректор в старших классах выручал — замазал свою алобаку и опять тебе собака. В общем, загубила система во мне первоклассного изобретателя индивидуально-авторских словечек. Но тогда я никогда не обращала внимание на свою рассеянность и списывала это на невнимательность. 

Дислексию можно романтизировать, сказав, что это болезнь "людей в облаках". Ведь если смотреть на симптомы, то они они немного про ''того'': мечтательность, непосредственность, стремление уйти от действительности, подверженность скуке и склонность к воображению. В общем, ничего страшного, но в соединении с плохими навыками чтения, трудностями письма и пониманием прочтенного материала случается противоречие — быть может, если стать чуть более внимательным, то и писать ты начнешь без ошибок, а если слезешь с облаков, то и читать будешь как нормальный человек! Или это отставание в развитии, дружок? Нет, при дислексии интеллект индивидуума полностью сохранен: он такой же, как и все, в нем нет каких-то аномальных физических отклонений, просто у него "врожденная словесная слепота" по Принглу Моргану. 


Мне действительно порой трудно сконцентрироваться: внимание рассеянное, оно блуждает, как ёжик, где-то в тумане, и это очень сильно подрывает эмоциональное состояние, ведь в какой-то момент ты начинаешь чувствовать себя отсталым. И оправдывать себя, что это болезнь, какое-то дурацкое расстройство — признание поражения, признание себя слабым, когда ты должна быть сильной, смелой, активной, почти как вандер вумэн, только еще круче. И лекарства от этого, к сожалению, еще не изобрели. 

Чем старше становишься, тем страшнее понимание того, какие глупые ошибки ты ляпаешь. «Эй, сорви звание журналиста с груди и садись в угол!» - истошно вопит совесть, поддерживая самобичевание. Ведь каждое написание текста — настоящая пытка. Ты должен дать качественный продукт, который подарит знание или эмоцию твоему читателю. И когда ты считаешь себя богиней скорописи и придумывания необычных сюжетов, по факту оказывается, что слова у тебя написаны слитно и с ошибками, а ветка повествования, на которой ты сидела и кайфовала от процесса, спилена, логика потеряна, а твой попец стремится приземлиться филейной частью на твердую землю и отхватить большую шишку ошибок. Каждый раз, когда я вижу ошибку в своем тексте, мне хочется взять линейку и ударить себя по рукам — как такая оплошность могла произойти со мной? Почему я? Зачем мне выпало это испытание? Почему нельзя нормально, как все? Каждый раз я обещаю себе быть внимательней. Каждый раз я нахожу опечатку. Можно, конечно, найти еще одно оправдание — профессиональный синдром журналиста, так называемый ''замыленный глаз'', когда ты, как автор, смотришь на текст после миллиона правок и не видишь каких-то банальных опечаток — ведь ты знаешь о чем идет речь, что ты заложил в текст. Но читатель гораздо внимательней... Нет, решительное нет подобным оправданиям. Профессионалы так не делают. 


Из-за дислексии появляется страх ошибок и неуверенность в себе. И это разрушает тебя изнутри. Такая безобидная, казалось бы, болезнь, которая не дает тебе права на преждевременную пенсию или льготы в очереди в банк, напоминает бомбу замедленного действия: ты живешь с этим, ты отмахиваешься от этого, ведь криминала никакого тут нет, а после пары-тройки замечаний признаешь, что что-то здесь не то. Обидней всего, когда ты читаешь множество прекрасных, вдохновляющих и учащих книг, а содержание их испаряется, как вода под палящим солнцем или пепел с поверхности земли после дуновения ветра. Ты не в силах удержать это в своей голове, как бы ни пытался.  

Да, я делаю ошибки. И за каждую мне безумно стыдно. Но я не собираюсь оправдывать себя: извините, у меня дислексия, я особенная, не трогайте меня и не узнаете, что такое буйная филологиня! Да, у нас огромное множество безграмотных людей, которые отрицательные местоимения пишут раздельно и коверкают до крови из ушей и глаз слова на жи и ши, а также со -тся и -ться. Но причислять их к дислектикам нельзя — они все понимают, у них все ок с мозгами, просто они немного ленивые. Я знаю большое количество людей, которые блестяще знали русский язык и писали без единой ошибки, но в какой-то момент сакральное знание великого и могущего покинуло их дом, где поселились ''вообщем'' без пробела и выделения запятыми. И как говорил мой преподаватель по синтаксису, никакой Word не спасет от безграмотности. Только постоянная работа над собой. У меня рядом с кроватью лежит справочник Розенталя и учебник русского языка, которые я постоянно читаю, чтобы не забыть то, что закладывали в меня преподаватели и я сама, через силу переступая свою особенность восприятия. Это к чему? Что не надо смешивать откровенно ленивых и не знающих людей с теми, для кого чтение, писание и понимание — проблема. 


Наверное, все равно это попахивает оправданием. Мол, люди молчат из вежливости, что ты безграмотная деревенщина, а ты тут решила напроситься на жалость — будьте снисходительны к деве с проблемами в мозгу и самоопределением. Тут больше, пожалуй, признание самой себе — быть терпимей и не воспринимать каждую опечатку как какую-то вселенскую катастрофу. Это не ошибка в расчетах, когда может лопнуть газопровод. Это не нарушение координат экспедиции, где могут заблудиться люди. Это не разрушение конструкции из домино, где одна шашечка может развалить все. Все поправимо. Благо, эпоха digital позволяет. А посему аминь!

Но с этим можно жить. Главное — бороться за свои интересы и свою страсть до конца. Если среди читателей есть дислектики или люди, столкнувшиеся с этим диагнозом у своих родственников и друзей, я могу дать лишь один совет — быть уверенными в себе. Дислексию невозможно вылечить таблетками или волшебными микстурами. Шаманы тоже малоэффективны — мозги на место не поставят, но кошелек опустошат. Да и постоянная зубрежка ни к чему хорошему не приведет — от нее еще больше начинаешь сомневаться в себе и в верности написанного или сказанного. Эту патологию стоит просто принять и зачислить себя в ранг особенных: великие люди, как Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйштейн, Уолт Дисней, Генри Форд, Нельсон Рокфеллер и многие другие ученые, бизнесмены, актеры и просто талантливые люди добились больших высот, несмотря на свой маленький и незаметный недостаток.

Нет, все-таки дислексия — это не недостаток, это своего рода дар. Эти люди, как пишут журналы по психологии, имеют широкий кругозор, они очень любопытны и наблюдательны, имеют отличное воображение, обладают развитой интуицией и могут оценивать и рассматривать привычные вещи с других сторон. Признают дислектиков тонкими эстетами, что тоже дает доп.бонусы к самооценке. Хорошо же звучит? Бодро и вдохновляюще. 


Бобёр выдыхает. Публичная конфессия о своем недостатке, который сроднен ложке дегтя в бокальчике ароматного Божоле, пожалуй, не освобождает меня от ответственности перед читателями и не дает права закрывать глаза на ошибки и опечатки, но позволяет относиться к себе менее предвзято. Нельзя корить себя. Нельзя помиловать и дать полную орфографическую свободу. Нужно делать свою работу и делать ее хорошо. А признание своих ошибок — показатель того, что ты ведешь постоянную работу над собой и трепетно относишься к тем людям, которые читают твои лонгриды и выносят что-то полезное для себя

Ну вот теперь моя совесть точно чиста. И перед собой, и перед всеми теми людьми, которым приходится читать мой блог и синопсисы в соцсетях. Прощаете королеву опечаток? 

1 комментарий:

  1. Дорогая, как редактор - журналисту: вообще ты не парься на эту тему! Собственный блог, где ты и автор, и главред, и финансист - это одно. А когда пишешь в издание, там всегда есть мы, и нам главное - твои мысли и твой красивый, богатый, начитанный слог (это правда так!), а если нечего в тексте править, то зачем нужны тогда редакторы?))) У меня было несколько авторов с дислексией, которые, заметь, никогда не перечитывали за собой тексты! Ну и бог с этим, мне запятые проставить не сложно и буквы местами поменять, главное, что вдвоем мы выдадим читателю что-то уникальное, острое и интересное. Надеюсь, ты понимаешь, что я хотела сказать и я тебя никак случайно не задела!


    Ксюша,
    thestylejungle.ru

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...