Иногда бывает полезно переворачивать пласты прошлого. Я вот недавно наткнулась на свой диплом, блуждая в дебрях файлов, ярлыков и различных папок. Захотелось перечитать. Убила ночь, свои глаза, но 80 страниц осилила. Во мне вспыхнул нешуточный интерес — продолжить исследовательскую работу. Конечно, не на научном уровне, а вот с точки зрения человека заинтересованного — да. Тем более, что мы сейчас наблюдаем пик активности той самой эпохи, про которую я вещала перед государственной экзаменационной комиссией. То был диплом о проблемах взаимодействия СМИ и Общества потребления.
Был обычный погожий майский денек: за окном пели птички и шептались листья молодой березы. 27 мая — день города славного Петербурга. И я такая юная, наивная — с волосами до поясницы, в белом кружевном платье... Вещала я тогда за кафедрой, что первым понятие ''Общество потребления'' ввел Эрих Фромм, Жан Бодрийяр написал целую философскую работу, посвященную этому феномену Запада, что Америка уже пережила активную фазу потребления, глянец — главный ретранслятор ценностей ОП, а мы, жители России, вступаем в активную фазу потребления. Было еще много умных фраз и терминов, вопросов комиссии и моих уверенных ответов, а под конец один из нападающих выдохнул: «Юлия, я не согласен с вашим выводом. Мы еще далеки до активной фазы Общества потребления, увы...» Не успела я открыть рот, чтобы решительно возразить своему оппоненту, вступился мой научный руководитель. «Знаете, уважаемый...» - начала она, - «Если бы мы с вами жили в начальной фазе Общества потребления, вы бы сейчас не крутили в руках раскрученный iPhone последней модели и не сверкали новыми ботинками, пошитыми в Италии...» Это был четкий нокаут. И вот спустя три года я опять задалась вопросом — где же мы сейчас? Глухая провинция, большие города, быстротечные тренды, социальные медиа — к чему мы пришли и что стало с Обществом потребления? Тук-тук, мы заходим!
А откуда вообще ноги растут? Немного исторических фактов и умных терминов, прежде чем я обрушу дождь желчи по нынешнему положению дел. В общем, почему и как возникло Общество потребления? Говорят и пишут великие умы, что с развитием капитализма. Именно при этой экономической системе производства и распределения приходится бурное экономическое и техническое развитие общества, плюс социальные изменения: у людей растет доход, существенно изменяющий структуру потребления; происходит рост свободного времени и размывание классовой дифференциации, актуализируется индивидуализация потребления. Теперь во главе стоят средства потребления — деньги. Много денег. Значит, необходимо увеличение капитала и получение прибыли. А еще удовольствия. Скучно, да? Дальше веселее. Вообще очень по-умному написал по этому поводу социолог Вадим Радаев, трактуя Общество потребления как "бегство" человека из сферы рутинного отчужденного труда в царство "потребительской свободы". Ну вот жили мы в дефиците и было не прикольно, а вот появилась возможность изобилия, так и хочется в нем захлебнуться — потому что теперь это приносит радость.
На самом деле, все сейчас по Грибоедову: и горе от ума, и Чацкий — глас народа.
И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший...
Реалии таковы, что в 2016 году мы живем под покровом знаков и в отказе от действительности. Самое смешное, Бодрийяр писал об этом с 70-х, когда не было еще никаких яблофонов и смартфонов, масс-маркет только зарождался где-то на Западе, а сама идея Американской мечты уже медленно подступала с железному занавесу с агитационным плакатом ''Научу жить красиво! Дорого и баХАто!''. Все по тому же Бодрийяру есть особые приметы ОП, и их, кажется, надо опасаться, как черт ладана, но это, как бэ, ключевые ценности. И если Джаред Лето гордо вывел в своем клипе надпись на большом экране THIS IS A CULT, намекая на многотысячную армию поклонников, то у французского философа слово культ используется в несколько научно-ироничной окраске. Итак, для Общества потребления характерны: культ удовольствия и наслаждения, культ равенства, культ любознательности, культ нарциссизма и красоты, культ тела и сексуальности. Звучит вполне себе безобидно. Но если взять лопату и копнуть чуть поглубже, то картинка, зарытая под слоями пыли времени и исследований, далеко не самая радужная в реалиях XXI века.
Быть любознательным круто — с ограниченными людьми скучно пить чай и что-то более горячительное, да жажда всего нового повышает уровень адреналина в крови. Но то ли это любопытство, за которое себя выдает? Сейчас системы настолько прокачаны, что наши желания — чьи-то возможности. Тут и про потерю внимательности и концентрации, а еще про волшебный таргетинг. Культ равенства у нас не работает: в нашем обществе привыкли жить крайностями и чего-то среднего не приемлют. Не прижилась идея Робеспьера, так активно задвигавшего про свободу, равенство и братство, не нашли отклика тезисы товарища Ленина и других светил политики и философии в сердцах людей. Удовольствие и наслаждение — современный наркотик. Безвредный, но постоянно манящий и дурманящий. Ты пробуешь раз, а после хочешь еще и еще. И тут уже появляется замкнутый круг. С нарциссизмом и красотой все понятно: накрутил нам глянец идею, что все должны быть худыми, симметричными, идеально скроенными и по-своему правильными, вот и тянемся мы за этими недостижимыми стандартами, забывая о том, что фотошоп творит чудеса, а у моделей, даже категории top, бывает жирок на талии. И мы готовы вкалывать вкладывать в себя, свои губы и носы, лишь бы приблизиться к вымышленному идеалу. А потом появляются картинки из серии ''Вышел покурить, вернулся и не помню, за каким столом оставил свою даму — все вокруг одинаковые''. Принцип инкубатора, не меньше. С культом тела и сексуальностью все сложнее. Не нравится нос — отредактируй. Губы мелкие — накачай. Ноги короткие — нарасти. Теперь мы не миримся со своими милыми и порой очаровательными недостатками, нам теперь стандарты красоты подавай! Стар ты или млад — хочется перекроить себя — крои. А идея индивидуальности испаряется как вода в воздухе, ведь брови сейчас у всех одинаковые, губы пельменями, да и стиль одежды похож на конвейерную штамповку. И опять же про тело: фитоняшизм уже как-то набил оскомину и лозунг ''Качай свою пятую, женщина'' стал чем-то вроде молитвы, а вот секс — занятная ныне штука. Исследователи наперебой твердят, что скоро человечество вообще откажется от секса, потому что удовольствие можно получать от покупок (внезапно, да?), а продолжение рода — медицинская история с баночками и сперматозоидами, да и вообще близкая в сюжету фильма ''Гаттака''. Но были же обнаженные 2000-е, когда секс правил миром, и чем пошлее — тем круче. Сексуальность была настоящим комплиментом... на Западе, но не в России. Тут до сих пор мини — чуть ли смертный грех, а мужья — похлеще арабских, и готовы завернуть свою женщину в бесформенный балахон, только бы та не показывала свои формы и не показывала себя другим. То коротко, то длинно, то слишком облегающе, то слишком балахонисто... Этих женщин не понять, а их запросы меняются со скоростью света, даже принципам и ценностям ОП за нами не угнаться. Короче, культ секса у нас не прижился, хотя до сих пор отчаянно пытается.
Но мне кажется, философы и социологи, исследовавшие ОП, забыли один важный пункт — эгоизм. Век эгоизма и Общество потребления — два идеальных ингредиента для убойного коктейльчика вроде "Тетки Роберты". Сейчас все хотят внимания. И даже в потреблении. "Я хочу это платье, найдите мне его немедленно, напишите цену, все мерки, красиво запакуйте и пришлите…" Что еще немаловажно — нужно немедленно. Мы хотим получать информацию об интересной вещи или саму вещь сию же секунду, а после — гордо показывать ее в своем Instagram'е. Возможно, здесь срабатывает гольная психология: я твой потенциальный клиент, могу дать тебе доход, а ты, будь, добр, обслужи меня по полной, доставь ни с чем не сравнимое удовольствие. Я, ты, он, она — вместе дружная эгоистичная страна!
Главный вопрос был поставлен еще в 20-х годах прошлого века Эрихом Фроммом: иметь или быть? Вполне логично каждому из нас, современному жителю, задать этот резонный вопрос себе: я хочу иметь новый смартфон, навязанный мне хитроумными маркетологами, или быть образованным и интересным собеседником? Можно, конечно, совмещать дозировано и то и другое, но по факту наше неусидчивое и соблазненное яблоком вседозволенности поколение плевать хотело на выбор, ведь понты — превыше всего! В конечном счете, Общество потребления — это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита, имеющей смысл структурного закона выживания современного мира.
С одной стороны в потреблении нет ничего плохого: мы хотим жить лучше и пользоваться всевозможными благами, чтобы все было очень-очень круто. Проблема в другом — у нас нет культуры потребления, а еще сломалась стрелка компаса для правильного ориентира. Взять соцсети — клевая штука, изобретенная кучкой продвинутых чуваков с железными мозгами. Цель балагана: сблизить людей и разрушить барьеры общения. В Facebook'е бизнес строй, на Одноклассниках и ВКонтакте музыку пость, открытки маме шли, друзьям мозг своими сообщениями выноси, Instagram — вызывай зависть у подруг и публикуй фотки из отпуска, делись окружающим миром и пили самострелы. Разве не для этого? Да для этого, для этого. А потом внезапно все поняли, что социалки — не только хороший канал коммуникации (привет моим друзьям из Америки, Индии и Европы), но и неплохая штука для продаж и бизнеса. Так возник SMM — маркетинг социальных сетей. Теперь под фоткой в Insta редко встретишь что-то воодушевляющее и толкающее на думы, ныне палец заточен на одну тачскриновкую комбинацию — ЦЕНА?????? И в этих многовопросиях я чувствую всю человеческую боль… А сообщение, что мы не продаем через соцсети, всегда вызывает неподдельный шок — вот отставшие от жизни! Где купить, как найти? Не скажете? Мы все равно это платье из-под земли достанем! Человека современного уже невозможно остановить: с развитием технологий процесс потребления стал гораздо проще, ему важен сам факт обладания, а производство и накопления где-то нервно курят в углу. Так что если вдруг опять бабахнет — все побегут бытовуху покупать, а не прятать деньги под матрас на черный день. Конечно, без работы останемся, телеки сосать-лизать будем, а деньги... А зачем они нам? Главное — заработать и потратить. Так что героиня "Секса в большом городе" Кэрри Брэдшоу явила миру не только забавный афоризм, но и поведала страшную тайну: деньги должны быть там, где их видно, а именно — в платяном шкафу.
Ехала я тут как-то на работу в метро, взяла почитать бесплатную газету. Про хоккей и про социальные проблемы, про новую выставку и происшествия в Сирии, а в конце небольшая заметка о том, что кризис дает о себе знать — в 2016 году покупательская способность снизилась до уровня начала 2000-х, что не есть хорошо. А тут я со своей активной фазой Общества потребления. Что стали меньше тратить — факт, но сообщения в группе шопоголиков и серфинг их страниц показывает, что не страшен им экономический прогноз, курс доллара и евро, главное — новая шмоточка. Есть ли у этой шмоточки шанс быть одетой куда-нибудь — кто знает. Сейчас потребление подобно спорту: выигрывает тот, кто купит дешевле, покруче и побольше. Что будет дальше... Прогнозы давать не берусь, но кажется мне, что старик Бодрийяр наванговал конкретно. Из кризиса мы выберемся рано или поздно, а диагноз "Шопоголизм" станет официальным. Возможно, откроют шоподиспансер для злоупотребливших со слоганом «Моя твоя любить потреблять». И заживееееееем!
Комментариев нет:
Отправить комментарий