27 февраля, 2018

МНЕ СТРАШНО...

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии, страх — это отрицательно окрашенный процесс... И если оставить в покое определение Википедии, вникнуть в его суть и примерить на окружающий балаган, то мне хочется сказать, что мне безумно страшно. 


Пару лет назад в метро я словила паническую атаку: тогда был сложный проект, я боялась облажаться. В такие моменты спирает грудь, становится трудно дышать, картинка перед глазами плывет, ноги превращаются в ватные. Ужасное состояние. Иногда приходилось переживать из-за разговоров с руководством или новостей от родственников. А уж как бывает страшно на решающих матчах по хоккею или на церемониях, когда ты номинант... Все эти ситуации — мои собственные проекции, мои темные рамки, в которые я сама себя загоняю. Но почему с каждым днем становится все страшнее жить, а люди, окружающие в городе и в интернет-пространстве, наводят панику? Почему? 

В феврале актер Алексей Серебряков дал интервью журналисту Юрию Дудю, в котором назвал "трех китов" России — это сила, наглость и хамство. Громко и пафосно. Так, что всех вокруг стало бомбить: да как так, как он мог, подлец, предатель и урод! Подключились все: от министров до актеров и простых жителей. Конечно, ему-то хорошо, заработал бабла и свалил за бугор, а теперь сидит и дерьмецом родину поливает, рожа подлая! И если честно, я тоже сначала возмутилась — ну мы же не такие! Ложь и провокация! Но эмоциональный градус спал, рационализм взял верх, и теперь я могу спокойно сказать, что Серебряков на 100% прав. 


Есть ли в нас сила? Да, и спор зачастую решают русские на кулаках. Наглые ли мы? А кто не любит пролезть вперед и без очереди? Ну, и права покачать по поводу и без — святое! Хамство — почти как доминантный ген! Ведь если на вас неправильно посмотрели или ваша точка зрения отличается от большинства, то получите кусок грязи в лицо и распишитесь о доставке. И не нужно отрицать — это чистая правда. Впрочем, как и оправдание — лишнее подтверждение правоты. А травля человека, который решился обличить задрапированное мишурой, — дурное дело. Ведь они-то лучше знают! 

Есть у меня невинное, но совершенно дебильное развлечение. Периодически я захожу в аккаунты русских селебов, чтобы почитать, что народ пишет. Раньше мне это казалось смешным: высокая концентрация дебилизма полирует твою идеальность и высокое благородие.  Мол, я-то не такая, поумнее этого стада буду. Но вот в последнее время читать этот холивар совсем не смешно. Потому что нынче это как окунуться в прорубь. В прорубь с чем-то дурно пахнущим... Если ты одеваешься не так, как нравится какой-то Маше из Урюпинска, то ты «дура без вкуса и стиля», правда, она еще может модный совет кинуть, типа под это платье подошли бы «басаножки са стразами». Ну а если твоя политическая позиция отличается от их или в кадр попал ребенок и банка витаминов, то все, копай умиральную яму и промывай глаза святой водой, ибо «тварь тупая с перекошенной рожей, которая не знает элементарных правил безопасности». И да, не забудьте при этом приправить все отборным матом, а также навешать комплиментов про оральные и анальные ласки, про выдуманные приключения пилотки и припомнить слова былого. Это нормально. Видимо не зря говорят, что самые грязный орган человека, нуждающийся в постоянном очищении, — это его рот. В прямом и переносном смыслах. 


Чего греха таить, я тоже любитель крепкого словца. Выведут из себя, эмоции как накатят... Тут-то они и подкатывают к горлу, крепенькие. И это не накидывает мне баллов, не ставит вровень с благородными особами. Наоборот, это вредная привычка, от которой трудно избавиться. Отчаянно пытаюсь завязать. Успехи так себе, но для себя я выработала строгое правило: не материться на людях, не использовать мат в социальных сетях и других публичных пространствах, которые могут подпортить мою репутацию как личности и профессионала. Среди близких друзей — пожалуйста. Они поймут и наверняка будут знать, что я не быдло подзаборное. Среди незнакомцев и посторонних — никогда. Поэтому так дико видеть мат в открытом доступе, понимая, что для большинства это что-то вроде междометия. Хотя по факту это мусор. Согласитесь, это не есть круто и прям не кайф? Хотя да, тяжело говорить на эту тему с человеком, у которого у самого рыльце в пушку... 


Когда мне было 17 лет, мы с однокурсницей пошли на премьеру фильма «Адмирал» с Хабенским. Драматичный сюжет, блестящая игра актеров, а костюмы, декорации — красота! История, где замешана политика, любовь и война, держала цепкими лапами напряжения... И был момент, на котором я просто не смогла сдержаться и зарыдала — момент, когда матросы расстреливали офицеров в Кронштадте. И не потому что это трагично и ужасно, а потому что это аллегория русской жизни — придут матросы, и всем будет хорошо. И тут вступает Минаев со своим "Духлессом": «Они придут и принесут нам жизнеутверждающую систему координат: земля – крестьянам, фабрики – рабочим, лагеря – интеллигенции… Они же принесут и правильные понятия – наказания без вины не бывает…» Ведь что было хорошего в те времена? То, что интеллигенцию перестреляли, а выжившие бежали за рубеж? Что хорошего в том, что в стране воцарился хаос и безграмотные дикари стали свободными со своими правами? Русская национальная идея и культура умерли после Революции, когда воспитанные и грамотные люди были уничтожены. А все благодаря чему? Правильно, свободе. 


"Демократия головного мозга" — диагноз, который можно поставить если на каждому второму, то первому точно. Теперь мы свободны в самовыражении, мы говорим то, что думаем, и делаем то, что нравится. Поэтому социальные сети стали рассадником диванных критиков и всегда правых — все убеждены, что имеют право высказать свое мнение. Но в какой форме, господа? Магию масличка для огонька раздора создает идея, что современные технологии подарили каждому возможность быть на равных с любым человеком, стирая границы разума, статуса и элементарного воспитания. Однако в психологии есть очень интересное мнение на этот счет. Например, Ирвинг Ялом и Михаил Лабковский утверждают, что в критике важно быть объективным: нужно осуждать действие, поступок, который доставляет дискомфорт, но не переходить на конкретную личность, равно как и называть его плохим. Потому что плохих людей не бывает — все равны! Алло, есть только плохие поступки. Поэтому меня искренне умиляет, когда я вижу под фотографиями у Собчак матерные, нелицеприятные комментарии на тему внешности и политических взглядов от девушек, которые на фотографиях милые мамы или молоденькие студентки, а на проверке — люди с гнильцой. Ну вот и зачем генерить этот негатив? Кто-то реально получает от этого кайф? По-моему, это показатель недалекости и невоспитанности. 


Несколько дней назад я ходила в аптеку. Купила лекарства, взгрустнула от уровня цен и пошла к выходу. Открываю дверь, а там меня сбивает с ног какой-то мужлан. И удивителен не тот факт, что по правилам этикета сначала выходят, а уже после заходят, мерзко то, что меня при этом назвали коровой. За что? За жирную задницу? Да я вроде 42 размер ношу и не жалуюсь. За то, что ничего внятного сказать не могу? Да мы вроде и не общались. Риторический вопрос в воздух: что это было и почему какой-то незнакомец позволяет себе такое? А может, это тоже нормально, когда мы с подругой, славянки по всем внешним опциям и ярко выраженному говору, услышали от проходящего мимо мужика, что мы чурки страшные и понаехавшие? Неужели это нормально? Конечно, нет. Но именно эта концентрация негатива и открытого хамства наводит страх. 


Вообще характер у меня взрывной. Я могу накричать. Могу сказать пару крепких словцов. И мне тоже иногда не нравится внешний вид некоторых людей и их мировозрение. Но это, черт возьми, нравится им! И я не Господь Бог, чтобы судить их, и уж тем более не какой-то там судья, чтобы поливать всех помоями. Тут все просто: проглотила и пошла дальше. Зачем этот негатив? Зачем мне нужно мнение тех, кто не является авторитетом? Зачем драконить себя фотками селебы, которая бесит? Зачем наполнять свою жизнь позитивом, когда можно поплескаться в дерьме? Поэтому да, национальная черта русских — это сила, наглость и хамство. Черты, за которые стыдно, и которые уже никто не вывезет. Ни матросы, ни история, ни блогеры. Мы погрязли в этом дерьме. И когда в него тычут, пытаемся всячески оправдать себя, говоря, что вокруг люди воспитанные, это просто вы слепые мудаки. Но почему-то все забыли, что у человека, как и у медали, две стороны. И где выгодно, там показываем себя хорошими, а где после преступления нет наказания, то можно и похулиганить. Эх, а все могло бы быть иначе... И совсем не страшно. А гордостно. Но, увы... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...