20 сентября, 2016

ЭРТЕ — ОБРАЗЕЦ ВЫСОКОЙ МОДЫ И ИСКУССТВА

Рисовать сегодня — модно. Известные бренды берут в штат художников-иллюстраторов, настоящих волшебников, способных в разноцветных картинках воплотить креативные задумки, давая идее объем. И опять же — сейчас это модно, такой свежий глоток ретро в потоке технологий и высокоразвитого модернизма. А в начале ХХ века иллюстрация была простой необходимостью, ведь фотосессии были еще чем-то запредельным. Художник-эмигрант Роман Тыртова, известный как Эрте, в далеком 1912 году уехал в Париж, чтобы разбить представления дворянских устаревших взглядов, делать то, что тебе нравиться, стать лучшим и оставить восхитительное наследство для бессмертной культуры искусства. 


2016 год изобилует громкими выставками — сначала прогремел Леон Бакст, следом — Эрте, нареченный гением ар-деко. И если первого хорошо промоутировали и создали из открытия настоящий звездный ажиотаж (а в Питере мало кто знал и догадывался, что в Северной столице Бакс выставлялся в начале года, ага), то Harper's Bazaar, воздавая дань великому мастеру, разместил на своих страницах июльского номера с Хэленом Бонэм-Картер на обложке лаконичную рекламу: «Эрте — гений ар-деко: возвращение в Санкт-Петербург» с обложкой Harper's Bazaar за май 1918 года. Ибо как говорил Уильям Хёрс: «Чем бы был Harper's Bazaar если бы не Эрте?» И если бы не тот самый журнал, наверное, я бы не открыла для себя этого потрясающего творца. 

Удивительно, но человек, прошивший без малого почти 100 лет, завоевавший еще при жизни грандиозную популярность по обе стороны Тихого океана и создавший неповторимый культ изысканной линии, выразительности силуэта и декоративности цветовых пятен, петербуржец по своему происхождению, вернулся в Северную Венецию только в 2016 году. Хотя правильнее будет сказать, что Петербург впервые увидел воплощенную мечту одного мальчика, который не отражал реальность, а воплощал свои мечты и сны


136 работ художника из лондонской коллекции Майкла Эсторика, представленные в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа, уже с первого беглого взгляда вызывают восторженное «ВАУ!»: крошечные макеты обложек журналов и модных иллюстраций, декорации, упаковки от чулков, один вельветовый костюм, скульптуры и величественный Алфавит с цифрами, ставший одной из самых известных работ русского эмигранта. 

Для начала поумничаем и обратимся к истории. Дворянская семья, длинная родословная аристократов. Отец — генерал-лейтенант флота, дед — генерал-майор. Да и по сложившейся традиции сын должен был пойти по стопам славных мужей рода, но... С ранних лет Роман проявлял живой интерес к театру, рисунку и... моде. Трудно поверить, но факт — его первый шедевр, воплощенный в жизнь, родился, когда ему было 5 лет! Мальчик нарисовал эскиз платья для своей матушки и очень сильно просил, чтобы его сшили так, как он видит его. И это был успех. Затем первые уроки Дмитрия Лосевского, похвала от Илья Репина... В 18 лет Роман Тыртов покинул Петербург — воплощать свои мечты. Но его карьера не была похожа на высокоскоростной лифт. Окружающие твердили, что у него нет таланта, рисунки у него ну такие... не очень, поэтому лучшим его решением будет вернуться домой — обратно в холодную и суровую Россию. О русской находчивости и упорстве, кажется, можно слагать мотивирующие легенды: несмотря на отказы, юноша продолжал идти к своей мечте — он хотел стать художником. Старания не прошли даром: работа с модельером Полем Пуаре, обложки и иллюстрации для Harper's Bazaar, Vogue, а также колонки о стиле, светской жизни, но главное — костюмы для громких постановок и известных танцовщиц, Голливуд и всемирное признание. Несмотря на две войны и трудности поколений в понимании прекрасного, взлет Романа Тыртова, взявшего псевдоним Эрте (от сочетания первых двух букв фамилии и имени) стал чем-то ярким и запоминающимся на фоне пережитого европейцами стресса. Это не бесконечный современный постинг сэлфи в Instagram и выкладка чашек с кофе, позволяющих стать знаменитостью в один миг или клик, искусство Эрте вылилось в многолетний и упорный труд, превративший его в символ высокой моды, тонкого французского вкуса, роскоши и шика




В тот день, когда мне все-таки удалось посетить Эрмитаж и временную выставку Эрте, в Двенадцатиколонном зале было как-то мрачно и пусто — основные туристы, наверное, по привычке хорошего фото, толпились на парадной лестнице, а может, рисунки платьев и обложек модных журналов прошлого столетия не возбуждали их интерес. Только мы, опоздашки, спешили увидеть ускользающую красоту, которая покинула музей 18 сентября. Элегантное и рафинированное искусство, как называют эскизы Эрте, невозможно оценить бегло, оно требует детального и пристального изучения. Египтянка и гречанка в парадных одеяниях, пастушка и пастух, леди в меховом манто, платье Триумфа женщины... Работы сравнительно небольшие — формат А4, иногда А3, какие-то рисунки и эскизы и вовсе выполнены на плотной бумаге или картоне размером со спичечный коробок, а это, между прочим, макеты для журналов. Алфавит без преувеличения можно назвать центральным элементом выставки: каждая буква и цифра — воплощение смелых фантазий на тему гибкости, изобретательности человека и его совершенства. 


Работа Эрте над своими шедеврами очень ювелирна — настолько органично, симметрично и точно выглядит каждый его рисунок, что закрадывается сомнение — может, это компьютерная графика? Возможно ли прорисовать мелкие жемчужные бусы? А кукольные реснички? Россыпь камней и графичные складки платьев? Но гуашь, кажется, у него была какая-то волшебная — так мастерски выглядит каждый изгиб, небольшой штрих и деталь. Искусство его устоявшееся и твердое. Безупречное по форме и ясное по содержанию: с годами не теряет вкуса и смысла — на каждой картинке красивая и стильная женщина, которая одинаково хороша с его исполнении и в начале ХХ века, и в XXI тоже. 


Кстати, про чехарду столетий. ХХ век был богат на разнообразие стилей; порой казалось, что один день модно одно, а завтра уже другое, а что было востребовано до этого — никому не нужный анахронимз. После Первой мировой, когда Эрте начал творить и купаться в первых лучах признания, на руинах модерна возник новый стиль — ар-деко. По виду и по содержанию от жестче модерна, в нем преобладали геометрические линии и острые углы, контрасты черного и белого, элементы конструктивизма. Дух ар-деко неуловим, но он передает особое настроение и образ жизни — после испытанных ужасов войны хотелось праздника, чтобы стереть кошмарные воспоминания прочь. Эрте и его удивительные гравюры, эскизы, оформления спектаклей и мюзиклов стали своего рода образцом нового направления. Несмотря на контрасты, четкость и другие рамки, навязанные условным списком ар-деко, художественные шедевры Эрте выглядят непоколебимо изящными, что даже спустя угасание праздного течения, задушенного модернизмом и абстракционизмом, ар-деко вновь вспыхнул в 60-х и продолжил вдохновлять, удивлять и поражать сейчас, практически полвека спустя. По виду его творчество насыщенное, в нем нет искусственности, больше театральность и праздность; им хочется жадно наслаждаться и впитывать эстетику прошлого столетия. Как верно подметил Михаил Пиотровский, изящное перо Эрте воплощало и создавало стиль, где искусство соединялось с фантазией и утонченностью вкуса. С ювелирной тщательностью, филигранной проработкой деталей гениальный художник создавал шедевры, которые до сих пор вызывают восхищение и восторг при детальном рассмотрении работ.




Рисовать сегодня — модно. Ведь нам кажется, что рисунок порой говорит гораздо больше, чем изобретение Жозефа Ньепса — та самая статичная фотография. Хотя, как говорит иллюстратор Дэвид Даунтон, все мы прекрасно понимаем, что фотограф — это тоже своего рода художник, кисть которого — свет и камера. Однако для звезд и моделей, которых фотографируют по 150 раз в день, фотография превратилась в обыденность. А когда на них смотрит художник-иллюстратор — это уже вроде как магия, wow-эффект! Каждый думает, что взяв камеру в руки можно сфоткать гениальный портрет, а вот нарисовать — это уже для избранных. Но мы-то знаем, что магия и талант нужны и фотографу, и художнику-иллюстратору, чтобы создавать шедевры. Но что мне нравится в настоящих художниках, в том числе и в Эрте, на выставке которого я провела не меньше полутора часов, то, с какой страстью эти люди отдаются своему делу, как они идут напролом в своей мечте, воплощая самые смелые фантазии в жизнь. И пусть временная экспозиция петербуржца по рождению и парижанина по содержанию уже далеко, где-то в туманном Альбионе или в ангарах-складах Германии, погуглите для общего развития иллюстрации Эрте, насладитесь его бессмертным и восхищающим искусством и вообразите, как это прекрасно живьем. Я вот, например, тоже увлеклась рисованием. До легенд вроде Бакста, Эрте, Барбье, Грюо и современников Даунтона и Хейс очень далеко, однако это неплохо расслабляет, тренирует главную мышцу всех чокнутых творческих — фантазию, и немножко дает понимание того, как создается искусство.
СохранитьСохранитьСохранитьСохранить

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...