22 ноября, 2015

НИКОЛАЙ РЕРИХ: ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО НАМ НЕ ХВАТАЕТ

Мне стыдно, что я так мало знаю об этом мире. Мне стыдно, что планета остается неизведанной для меня. Но я бесконечно счастлива, что современные технологии и опыт прошлого помогают проникнуться искусством, культурой и найти что-то свое в этом беспокойном мире. В промозглый ноябрьский день в Петербурге все без перемен — противно. Настроение не важное — все-таки мы очень зависимы от погоды. Но мы идем на выставку "Рерих: Живые полотна" и мир вокруг начинает пылать яркими красками, а воображение рисует картины далекой действительности, где всё не так, всё не так...


Все началось с отрицания. Мол, у Ван Гога интересное видение, у Дали вообще полный сюр, маринисты рисуют море, а что у Рериха — какие-то пейзажи!? И если быть честной, то до выставки мне мало что было известно о творчестве и деятельности Николая Константиновича. А тут опять ''ожившие полотна'', которые интересны своей современной интерпретацией. Дали меня особо не впечатлил. Интересно, но не вдохновляющие. Не было желания прибежать с выставки домой и сразу засесть за ноутбуку и начать строчить хвалебные оды. Пыталась. Но выходил какой-то бред. Наверное, просто не моё. Теперь Рерих. Шла увидеть что-то новое для себя. Вышла с визуализированной идеей мира и его устройства, но главное — духовным учителем. 

Говорят, люди, которые зациклены на своей душе и внутреннем устройстве, просто страдают фигней. У них много свободного времени и они думают совершенно не о том, о чем нужно.  Я с этим в корне не согласна. Есть система, на которой мы зациклены. И бывают моменты, когда ты хочешь из этого вырваться, чтобы не сливаться с массой. Последние полгода я стабильно поднимаю тему поездки в Индию или Тибет — для очищение головы и просветления души. А мне говорят: «Там, в этих твоих монастырях, работать надо будет, пахать!» Знаю. Другие утверждают, что мир и спокойствие внутри нужно искать не где-то, а именно в себе, в своем внутреннем мире. Необходимо научиться контролировать свои эмоции. Наверное, в обоих случаях есть доля правды, а мое желание сбежать на край свете выглядит как экзотическое путешествие. Но мне сложно объяснить свое желание сбежать от цивилизации. Восток... Загадочный и мудрый, неизвестный и прекрасный, манящий и отталкивающий... Рерих, давно ушедший, будто положил мне свою руку на плечо и сказал: «Не бойся и ищи!»


Итак, в Люмьер-Холле новая выставка. Интерактивные картины великого художника, писателя, философа, ученого, писателя, археолога и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. От перечисления его регалий уже стало любопытно — как одному человеку удавалось все? Умен, многогранен, открыт. По воле родителей пошел учиться на юриста, поступил еще в Академию Художеств, интересовался историей, студентом стал членом Археологического общества, большую часть жизни провел в экспедициях. Это была яркая и впечатляющая жизнь, такая, о которой можно говорить, говорить, говорить и удивляться каждому повороту судьбы и решению воли. И вот, спустя годы, о нем опять говорят. «Величайший интуитивист века!» - писал о нем Горький, говоря о способности Рериха предвидеть будущее в своих картинах. И сейчас, в условиях всеобщего мирового отчаяния и поиска истинного пути, погрязшего в липучем и противном зле, его слова, его работы, его Знамя Мира актуальны, как никогда... 

Замкнутое пространство. Большие белые панно, образующие хаотичные пятна и колонну в центре, много проекторов. Цикл жизни великого художника уместился в 30-40 минут и несколько десятков картин, хотя при жизни их было написано тысячи. Ты в плену прекрасного. И кажется, там, в этом пространстве, можно находиться бесконечно: мы просмотрели ''выставку'' на три или четыре раза — нам все было мало. 


Путь Рериха показан с самых истоков: его ранние картины похожи на типичные бытовые зарисовки с изображением собаки и рабочего, он только ищет себя, свой стиль. В начале серьезного творческого пути сильны древнерусские мотивы — изображение старцев-отшельников, Иисуса, церкви и монастырей. Уже позже, в зрелом периоде начинают проявляться восточные мотивы — изображения Будды, медитирующего индуса, а главное — гор, священных гор, где спрятано самое святое — блаженство и истина. На протяжении последних лет, в годы долгих экспедиций по Азии Рерих искал Шамбалу, мифическую страну, что в переводе означает что-то великое и священное. Никто не подтвердил существование этого места в Тибете, но главный вывод, который пытались донести до нас — Шамбала — это страна беловодья, внутренне состояние души, то, что есть внутри каждого из нас. Этот период творчества настолько пронзительный и точный, в плане попадания в твой головной мозг и мысли, что кожа покрывается мурашками, когда на картинах заснеженных хребтов появляются снежинки, или когда над долиной разлетаются лепестки роз. Кажется — вытяни руку и ты вольешься в единый поток энергии, поймаешь тот самый лепесток и уйдешь в священную Шамбалу. Музыкальный ряд, сопровождающий цикл творческой жизни великого Человека, подобран настолько идеально и точно, что выражение ''играют на струнах души'' как нельзя точно отражает настроение, царящее в Люмьер-Холле. Музыканты Oliver Shanti, David Hykes, Lindsey Stirling, Deuter, The Harmonic Choir подгружают тебя в обволакивающий вакуум, проникая глубоко внутрь, давая сердцу импульс биться в ровном темпе и правильно дышать. Вдох-выдох, опять вдох и выдох... Ты не в Петербурге, не на Обводном канале, а там — в Шамбале, и ты не ты, тебя не существует, есть только дух, проходящий путь катарсиса где-то далеко в горах Азии, который вернется в твое тело только после очищение — по выходу из замкнутого пространства интерактивной выставки. 

В своих произведениях Николай Рерих самобытен и оригинален — его поздние картины наполнены насыщенными и контрастными цветами, они кажутся угловатыми и сказочными, возможно, кто-то воспринял бы их за старые комиксы, но в них чувствуется жизнь. Ты смотришь на картину с индусом и слышишь его мантру, в горных пейзажах — шум ветра, и молитву участников сожжения тьмы, а также треск пламени колесницы Ильи Пророка. Ты не просто видишь, ты именно слышишь каждую картину, а музыкальный фон усиливает твои эмоции и чувства от происходящего на больших экранах.


А еще я поняла, что всё хорошо, что происходит вовремя. В наше непростое время, когда мир, кажется, погрузился во мрак, когда каждое утро начинается с не самых приятных новостей, а в голове твоей сидит одно единственное слово ''хватит'', и оно скребется сквозь черепную коробку, чтобы его услышали, мысли художника находят свое отражение в сердцах людей. 

«Последняя война среди людей будет войной за истину. Эта война будет в каждом отдельном человеке. Война — с собственным невежеством, агрессией, раздражением. И только коренное преобразование каждого отдельного человека может стать началом мирной жизни всех людей!» - написал художник много лет назад, а его слова актуальны в 21 века как никогда. Главный мотив, который он нес на протяжении всей жизни и творчества — добро победит зло. И конечно, культурное единение, сохранение наследния для будущих потомков. Отсюда знаменитый "Пакт Рериха" и Знамя Мира, известное еще как символ триединства. В широкое понятие Культуры философ, художник и общественный деятель включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства и образования. Три точки в замкнутом кругу — это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Если внимательно всмотреться в картины, то везде можно найти этот символ. И я действительно была поражена идеей художника, его желанием сохранить мир, искоренить все самое отвратительное и подарить миру нечто ценное — культуру, лишенную рамок, запретов, санкций (привет нашим, западным и европейским политикам), есть только прекрасное, которое способно взрастить внутри каждого из нас семя добра. Все было сказано давно, но мы почему-то так и не услышали голос истины.




«Мечтать — это великое качество, ибо оно наполняет сердце лучшими мощными огнями...» Его нет с нами уже давно. Его прах развеяли над горами, как это полагается в Индии, где он нашел свой последний приют. Но в тот день, когда мы сидели на полу Люмьер-Холла, завороженными глазами глядя на сменяющиеся картины с сюжетами Древней Руси, колоритной Индии и красочными горными пейзажами, я чувствовала, как он стоял за моей спиной, положив руку на плечо и говорил те самые слова про мечты. И что мои наивные мысли о добре не такие уж и наивные. Главное — подкармливать сердце хорошим топливом: поступками, идеями, их реализациями. Миру не хватает такого яркого деятеля, каким был Николай Рерих. У него внутри был твердый стержень, который невозможно сломать. Потому что он всегда был уверен в своих мыслях и действиях. Он не получил Нобелевскую премию мира, хотя сделал не мало для мира и общемировой культуры, Сталин отказал ему в визе в СССР, хотя художник так хотел вернуться на родину, но это не главное. Важно то, что Николай Рерих был настоящим интеллектуальным гигантом своей эпохи, многогранной личностью и действительно кем-то бОльшим не только в рамках русской культуры, а в рамках всего мира. Нам, шальному поколению, очень полезен опыт этого мудреца. И наверное, было бы действительно круто иметь сейчас такого лидера. Хотя, кто знает... Популярные люди обычно непопулярны среди людей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...