20 января, 2015

OFF THE WALL: КОГДА КАРТИНЫ ОБРЕТАЮТ НОВУЮ ЖИЗНЬ

Жизнь — это движение и течение, смешение красок и взрыв эмоций. Иногда вдох — мгновение, то самое чудесное мгновение, пронесшееся перед глазами, и его хочется запечатлеть, оставить при себе, сохранить… Однако это всего-лишь мгновение, сбежавшее из четких рамок описаний, но сохранившее яркие очертаниях внутри каждого из нас... Искусство — потрясающая вещь, оставленная потомками для нашего, следующего, будущего и последующих поколений. И лучшее из этого, пожалуй, то, что их творения не только продолжают трогать сердца, поражать умы, но и развиваться, вырастать во что-то новое, интересное и увлекательное, захватывающее и любопытное. Мириады ярких пикселей, квадраты и треугольники, пронзающие густую темноту лучи прожекторов... Это не ночь в Эрмитаже или Лувре, это ожившие полотна французских импрессионистов, спрыгнувшие со стен знаменитых музеев. Здесь собрались все. От Моне до Сезанна... 


В школе я больше всего любила уроки рисования. И пусть ничего симпатичней желтого солнышка и белых облачков на белоснежной бумаге у меня не выходило, но сам процесс создания чего-то близкого к искусству привлекал детское сознание не хуже новой игрушки или маминого сладкого пирога... «Импрессионизм — это сосредоточение на поверхностности, текучести мгновения и настроения... Это рисование мазками, когда цветовой хаос образует нечто целостное и живое...» - говорил наш учитель рисования на одном из уроков. Как сейчас помню, ее звали Элина Михайловна. Сначала она рассказывала об этом интересном для слуха направлении, показывала работы великих, а после мы творили... Конечно, это сложно назвать гениальным полотном или чем-то близким по содержанию, но так мы приобщались к высокому искусству, возраждая забытое. И глядя на ожившие картины родоначальников течения ''мазков'', в голове возникает мысль, что, возможно, один из создателей проекта ''От Моне до Сезанна: французские импрессионисты'' путем синтеза современных технологий и искусства тоже решил прикоснуться к наследию великих, добавив оригиналам немного перца... 

Импрессионизм. Impressionnisme. Impression. Впечатление. Если человека что-то задевает, он спешит поделиться этим или запечатлеть это. Не важно, в голове или на бумаге, на компьютере или листочке молескина. Но именно эмоция, впечатление становится движущей силой происхождения чего-либо. Девять французских художников, которых вдохновение не покидало ни на минуту, даже чтобы выпить чай или кофе, отбросили к черту надоевший пафос, ища новое направление. «Искусство, в котором нет эмоций, в основе своей не искусство!» - провозгласил новый путь художников Поль Сезанн, и Париж погрузился в зыбучую трясину позитива, закрыв глаза на голод, болезни, преступность и смерть. Статика также ушла в прошлое, они ее просто выкинули, на смену ей пришло движение. Ведь именно движение — жизнь. Мне страшно представить, какой поток сознания вылился за эти три небольших абзаца, но, кажется, в этом есть тоже что-то от импрессионизма... 


Интерактивная выставка ''От Моне до Сезанна'', созданная и привезенная австралийской компанией Grand Exibition, выполнена в лучших традициях современного передвижного музея: цикл из 500 работ великих французских художников в миксе с наводящим дрожь музыкальным сопровождением от Чайковского, Дебюсси, Равеля и других выливается не просто в демонстрацию работ Клода Моне, Камиля Писсарро, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Поля Сезана, Огюста Ренуара, Поля Синьяка и других, но в небольшое представление с балеринами в пачках, которое удобно смотреть на мягких подушках или лавочках. Это идеальное место для воодушевления. Каждый раз, выходя с подобных выставок, я испытываю прилив крови к голове и волну вдохновения — хочется вложить полученный заряд энергии во что-то... творческое, необычное. Наверное, именно поэтому на выходе из темного зала с оживающими картинами организаторы установили небольшую мастерскую с мольбертами и песчаными полотнами, чтобы каждый смог попробовать себя в качестве художника. А что, кто знает, может, именно на выставке в ЛенЭкспо произойдет открытие какого-нибудь таланта?


Во время посещения выставочного павильона не покидает ощущение, что это не просто какая-то творческая площадка, а как минимум спиритический сеанс, где не только оживают картины, но и сами их создатели. О, вот знаменитые Сезанновские яблоки... «Я хочу поразить Париж яблоком!» - белыми буквами на черной стене вырисовываются слова, будто автор явился объяснить свой замысел. Здесь, в замкнутом пространстве витает жизнь — она дарит дыхание и движение картинам, дает художникам слово... Ах да, это же просто импрессионизм... 

Пока любимый Тулуз-Лотрек и его дамы веселились под заводные ритмы канкана, плавно перетекая в творения Дега, мою голову посетила идея, что журналист (хотите блогер), нет, писатель в чем-то схож с художником. Несколько раз меня просили описать мою работу над текстом и подход к созданию. Мой стандартный ответ: я — художник без палитры и кистей, но у меня есть слова, благодаря которым я могу воссоздать яркую картину, то, что видела я, но не видели другие. И чтобы это работало, необходимы эмоции — самый главный ингредиент всех начинаний. Сидя на выставке, я поняла, как схожи области письма и рисования. Мазки красок — поток слов, которые в единстве своем образуют целую картину, и чем ярче впечатления от происходящего, тем насыщенней получается картина, конечный результат задуманного. Поль Сезанн писал, что художник обладает двумя вещами: глазами и интеллектом, которые должны взаимно помогать друг другу, нужно содействовать их обоюдному развитию, упражняя глаза путём наблюдения природы, а интеллект путём логики ощущений, создающей выразительные средства. Если у тебя не будет глаз, ты не сможешь увидеть происходящее, окунуться в глубину кружащегося сумасшедшим вихрем водоворота жизни, а если нет острого интеллекта, то и ни о каком конечном результате, восхитительном плоде творения говорить нет и смысла... Если бы не эмоции, трогающие мое черствое сердце, если бы не любопытство и жажда знаний, то черт знает, существовал бы этот блог или нет. Но одно я знаю точно — мы, писатели и художники, не только по-творчески немного того, но еще и браться по оружию — краскам. Только они по масляным, а мы по словарным. 


Летом прошлого года я и несколько моих знакомых посетили аналогичную выставку ''Ван Гог: ожившие полотна'', а после, как водится в Петербурге, культурной столице Всея Руси, за кружечкой кофе мы делились своими впечатлениями. И мнения наши разошлись. Одна мадам резонировала, что подобные выставки — полная чушь и глупость, на картины необходимо смотреть в спокойном состоянии, вглядываться в статику, а после… ничего не оставлять в своей голове. Вывод: технологиям не место в искусстве. А что плохого в том, что Череп Ван Гога дымит сигаретой, а балерины Дега выдают стройными ножками па? Нынешнее поколение, потерянное в лабиринтах интернета, гаджетов, соцсетей и прочего мусора, теряет интерес к чему-то высокому и прекрасному. И слава Богу, что находятся те люди, которые вдыхают жизнь в якобы позабытое. Внедрение технологических примочек в картины великих подогревает далеко не хилый интерес к создателям полотен. На обеих выставках я была в середине сезона, когда они отстояли пару месяцев на своих местах, и через них прошли тысячи туристов и местных жителей, но ажиотаж к оцифрованному искусству не проходил. В прошлые выходные, когда мы наконец-то добрались до ЛенЭкспо, свободных мест на лавочках и пуфах не было. И каждый раз, когда выходили балерины, зрители хлопали в ладоши. Так почему же высокие технологии не сочетаются с искусством? Наоборот, это лучшее, что могли придумать современники. Спасибо им за подаренные эмоции. 


Посетив две интерактивные выставки ''Ван Гог: ожившие полотна'' и ''От Моне до Сезанна'' за последние полгода, мои впечатления о них абсолютно полярные. После первой на душе были тяжкие думы, томление, легкий озноб и истома — настолько психологически глубоко копнул художник мою душу. После второй — какая-то невыносимая легкость бытия, сопровождающаяся меланхоличными воспоминаниями о Париже. Едино только одно — бесценные эмоции, подаренные при посещении выставочных павильонов, залитых высоким и хорошо подобранной музыкой. И я хочу, чтобы это был не последний спиритический сеанс с искусством. Пожалуйста, продолжайте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...